В нестабильные для бизнеса времена поддерживать отношения со СМИ особенно важно: от присутствия бренда в инфополе зависит доверие потенциальных покупателей и партнеров. Но ресурсов на масштабные истории сейчас нет даже у больших корпораций. Как быть, рассказывает PR музыкального сервиса «Звук» Ольга Соркина.
7 советов, как делать PR в условиях нулевого бюджета В нестабильные для бизнеса времена поддерживать отношения со СМИ особенно важно: от присутствия бренда в инфополе зависит доверие потенциальных покупателей и партнеров. Но ресурсов на масштабные истории сейчас нет даже у больших корпораций. Как быть, рассказывает PR музыкального сервиса «Звук» Ольга Соркина. ения со СМИ особенно важно: от присутствия бренда в инфополе зависит доверие потенциальных покупателей и партнеров. Но ресурсов на масштабные истории сейчас нет даже у больших корпораций. Как быть, рассказывает PR музыкального сервиса «Звук» Ольга Соркина.
В нестабильные для бизнеса времена поддерживать отношения со СМИ особенно важно: от присутствия бренда в инфополе зависит доверие потенциальных покупателей и партнеров. Но ресурсов на масштабные истории сейчас нет даже у больших корпораций. Как быть, рассказывает PR музыкального сервиса «Звук» Ольга Соркина. нестабильные для бизнеса времена поддерживать отношения со СМИ особенно важно: от присутствия бренда в инфополе зависит доверие потенциальных покупателей и партнеров. Но ресурсов на масштабные истории сейчас нет даже у больших корпораций. Как быть, рассказывает PR музыкального сервиса «Звук» Ольга Соркина.
На протяжении 4 лет я работала с самыми разными стартапами — от it и телекома до создателей уникальных подарков для детей и сплит-систем. В общей сложности организовала около 500 публикаций в СМИ. По моему опыту, очень многие компании хотят оказаться в топовых бизнесовых СМИ и в лентах новостных агентств, но зачастую средств, чтобы оплачивать спецпроекты или рекламные интеграции у них нет. А также отсутствует возможность раскрывать цифры: сколько продали, сколько заработали, сколько вложили денег в проект. Как быть? Есть минимум 7 вариантов, которые заинтересуют некоммерческие редакции целевых изданий.
🚀№1. Пишите колонки на экспертные темы
Если вы руководитель команды, вам наверняка есть, что рассказать про управление бизнес-процессами и тайм-менеджмент. Производите продукт в Китае? Расскажите, как нашли подрядчика и как контролировать его дистанционно. Если компания — это пока только вы сами, но у вас уже есть MVP, напишите, как вы его создали и как питчили проект инвесторам. Изучите тренды на медиаплощадках, которые публикуют колумнистов, — к примеру, Rusbase, «Ведомости», РБК, «Секрет Фирмы», и предложите идеи.
🚀№2. Сконцентрируйтесь на UGC-сообществах
UGC – это контент, который создают сами пользователи.
По принципу user generated content работают многие легендарные СМИ: Medium, vc, TJournal. Они позволяют публиковаться бесплатно.
Но сначала прочитайте правила, если не хотите быть забаненными за саморекламу и спам. Пишите о своем опыте, который будет ценным для аудитории сообщества. Пример: музыкальный сервис «Звук» поделился историей, как поднял вовлеченность в приложении в 2 раза с помощью сториз о музыке и рассказал, как сделать из компании секту.
🚀№3. Делитесь любопытной аналитикой
На карантине мы с командой «Звука» задумались: мы создаем приложение для iOS и Android, которое предлагает удобный доступ к музыке для каждого момента жизни. Внутри — тысячи готовых плейлистов, cториз про музыку, персональные рекомендации для разных занятии и настроении. Это 40 миллионов треков, лицензированных Universal Music Group, Sony Music, Warner Music Group и небольшими независимыми правообладателями.
Активная месячная аудитория Звука — более 5 млн пользователей. А что, если мы выгрузим статистику и сформируем на ее базе исследование для СМИ?
Взглянув на цифры, мы заметили сразу несколько трендов:
— Резко подскочило количество прослушиваний у всех плейлистов для детей. С переходом на удаленную работу перед родителями встала новая задача: обеспечить досуг младшим членам семьи, не потеряв фокус на эффективном выполнении профессиональных задач.
— Песни про карантин стали вирусными: ежедневно увеличивались прослушивания композиций, где в названии или в тексте есть слова «корона», «вирус» и призыв остаться дома. Оказалось, что вкусы людей напрямую зависят от жизненных реалий.
— Людям хотелось снять стресс и побыстрее заснуть — они стали на 30% больше слушать фоновые треки в жанре эмбиент и даунтемпо.
— Россияне стали пристальнее концентрироваться на выполнении профессиональных задач: они стали отдавать предпочтение ритмичным поп-трекам для высокой продуктивности — плейлист «Работа на удаленке» слушают в несколько раз чаще.
— Вырос интерес к спорту и качественному расслаблению. Прослушивать подборки «Медитация» и плейлист для тренировок «Быстрее, выше, сильнее» стали чаще.
— Все больше добавлений в личные коллекции у душевной музыки на русском — шансона.
В результате исследованием заинтересовались медиа формата general interest, такие как BBC, РИА-Новости, Известия, а также СМИ о высоких технологиях, например Код Дурова. В телеграм-канале «Ленты дна» мы даже обнаружили мем про тренд на шансон.
🚀№4. Участвуйте в общих тематических материалах с другими компаниями
В конце года многие площадки подводят итоги. Например, «7 самых успешных стартапов», «5 компаний, которые сделали ребрендинг в этом году» или «Стартапы, которые стали после коронавируса еще успешнее». Проанализируйте медиаполе и найдите авторов, которые уже создавали подобные подборки. Познакомьтесь и вежливо предложите идеи.
🚀№5. Предлагайте ваш продукт в подборки подарков
Если у вас офлайн-продукт, и он уже продается, то напишите журналистам, которые рассказывают о классных подарках для детей/женщин/мужчин/мам и так далее, выберете нужное. Если это специфический продукт, например, сплит-система, то стремитесь в тематическую подборку вроде Спасаем аллергиков: 7 устройств, с которыми легче дышится.
🚀№6. Комментируйте
Вышел новый iPhone или умная колонка? Приняли закон для малого бизнеса? Или в вашей отрасли происходят важные перемены? Предложите свое мнение об этом автору профильного материала, новостному редактору бизнес-радиостанции «КоммерсантЪ FM» или станьте спикером в теле-программе. Например, «Отражение» на канале ОТР выходит в прямом эфире по будням, обсуждаются проблемы самого разного спектра: экономика, политика, культуры, образования. Пользуйтесь платформой Press Feed — там журналисты ищут спикеров для своих материалов и создан удобный поиск по тематическим хештегам.
⚠Важно!
Будьте прилежными спикерами. Зачастую редакции нужна оперативная реакция на событие. Когда я работала на радио, то там мы очень ценили экспертов, которые
а) всегда брали трубку
б) не тратили время на подготовку и сразу давали емкий ответ
в) разбирались в теме
г)не просили с ними согласовывать текст.
⚠Если вам самим некогда напрямую коммуницировать с журналистами и вы доверили это PR, то будьте на связи, чтобы быстро согласовать цитату. Несколько вовремя данных классных комментариев сделают из вас незаменимого эксперта для новостника.
🚀№7. Проводите опросы
Каждый год Россия отмечает гендерные праздники, 1 сентября, День Матери и другие важные даты. Присмотритесь к этой повестке и подумайте, о чем насущном вы можете спросить аудиторию с привязкой ко дню. Пример: к 25 мая «Звук» узнал у школьников, какие песни им бы хотелось услышать на выпускном.
Эта тема оказалась интересной для информационных агентств, а на радио «КоммерсантЪ» в эфире вышла передача на базе опроса.
* Лайфхак: синхронизируйте контент-план социальных сетей и PR-активностей. Первый обычно отталкивается от регулярных праздников и интересных дат, которые можно обыгрывать и в формате пресс-релиза.