Зачастую на современной карте Петербурга упоминаются различные исторические названия, хотя объекты, в честь которых они названы, уже давно исчезли с лица земли. Так, например, в Московском районе есть рогатки, про которые можно почитать здесь:
Рогатки Петербурга - что это и откуда они взялись?
А вот в Ивановском округе на карте все еще видно исторический район Щемиловка, который по одним источникам назвали в честь деревни, а ее в свою очередь в честь реки, которых на картах нет.
Есть кстати еще одна версия происхождения названия Щемиловка. Вот, что про Большую Щемиловку пишет исследователь Сергей Евгеньевич Рысев:
местное население окрестило улицу Щемиловкой потому, что участок земли между ней и рекой Невой оказался как бы защемленным, то есть сдавленным, сжатым или стиснутым...
В начале 20 века на этой территории располагался карьер для добычи глины и бараки для рабочих того самого Императорского фарфорового завода, поэтому это место на старых картах обозначают как Фарфоровая колония.
Как вы понимаете, дома для рабочих были деревянные, то есть это была полноценная деревянная деревня и после революции в том числе.
В 1929 - 1932 годах на улице Большая Щемиловка и нынешней улице Седова был построен Щемиловский жилмассив в стиле конструктивизм.
А в 1932 году на нынешней улице Бабушкина построили тот самый дом-колбасу по проекту архитектора Г.А. Симонова, все в том же стиле конструктивизм. Длина дома около 300 м, а арка всего 1.
В 1932—1936 годах был построен мост через Неву, названный в честь В. Володарского (то есть Моисея Марковича Гольдштейна), политического деятеля, которого убили в этом районе еще в 1918 году.
Надо сказать, что деревянные постройки деревни сохранялись долго. Вот так этот район выглядел в 1935-1936 году. Это улица Ивановская почти на пересечении с улицей Бабушкина.
Вплоть до 1940 года также существовали улицы Большая и Малая Щемиловка, сейчас это улица Фарфоровская и Полярников соответственно.
Как мы помним, в 1935 году был разработан генеральный план развития Ленинграда, который предполагал развитие города на юг и восток. Вот в рамках этого плана и была идея построить Южный обводный канал (сейчас на месте его предполагаемой части бульвар Красных Зорь), а также Центральную дуговую магистраль (эта идея и сейчас еще жива, между прочим).
В 1937 году началась застройка Ивановской улицы по проекту архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона и Игоря Ивановича Фомина. Поскольку это была часть будущей дуговой магистрали, то и стиль зданий был выбран классический и помпезный.
До войны часть проекта успели реализовать, а остальное достроили уже в начале 1950х годов.
Всего в этот комплекс входит восемь зданий и даже 70 лет спустя они выглядят очень впечатляюще.
Хотя, кончено, следы времени заметны.
Это всего лишь малая часть всего интересно из района Щемиловка.
А вы бываете в этом районе? Есть ли у вас там любимые здания?