Найти тему
Питер, ретро, любовь

Немного о Щемиловке

Зачастую на современной карте Петербурга упоминаются различные исторические названия, хотя объекты, в честь которых они названы, уже давно исчезли с лица земли. Так, например, в Московском районе есть рогатки, про которые можно почитать здесь:

Рогатки Петербурга - что это и откуда они взялись?

А вот в Ивановском округе на карте все еще видно исторический район Щемиловка, который по одним источникам назвали в честь деревни, а ее в свою очередь в честь реки, которых на картах нет.

Есть кстати еще одна версия происхождения названия Щемиловка. Вот, что про Большую Щемиловку пишет исследователь Сергей Евгеньевич Рысев:

местное население окрестило улицу Щемиловкой потому, что участок земли между ней и рекой Невой оказался как бы защемленным, то есть сдавленным, сжатым или стиснутым...

В начале 20 века на этой территории располагался карьер для добычи глины и бараки для рабочих того самого Императорского фарфорового завода, поэтому это место на старых картах обозначают как Фарфоровая колония.

Карта 1913 года, источник -  www​.etomesto​.ru
Карта 1913 года, источник - www​.etomesto​.ru

Как вы понимаете, дома для рабочих были деревянные, то есть это была полноценная деревянная деревня и после революции в том числе.

В 1929 - 1932 годах на улице Большая Щемиловка и нынешней улице Седова был построен Щемиловский жилмассив в стиле конструктивизм.

Источник фото - pastvu.com Красная газета, 1933 г.
Источник фото - pastvu.com Красная газета, 1933 г.

А в 1932 году на нынешней улице Бабушкина построили тот самый дом-колбасу по проекту архитектора Г.А. Симонова, все в том же стиле конструктивизм. Длина дома около 300 м, а арка всего 1.

Источник фото - pastvu.com
Источник фото - pastvu.com

В 1932—1936 годах был построен мост через Неву, названный в честь В. Володарского (то есть Моисея Марковича Гольдштейна), политического деятеля, которого убили в этом районе еще в 1918 году.

Надо сказать, что деревянные постройки деревни сохранялись долго. Вот так этот район выглядел в 1935-1936 году. Это улица Ивановская почти на пересечении с улицей Бабушкина.

Источник фото - pastvu.com
Источник фото - pastvu.com

Вплоть до 1940 года также существовали улицы Большая и Малая Щемиловка, сейчас это улица Фарфоровская и Полярников соответственно.

Как мы помним, в 1935 году был разработан генеральный план развития Ленинграда, который предполагал развитие города на юг и восток. Вот в рамках этого плана и была идея построить Южный обводный канал (сейчас на месте его предполагаемой части бульвар Красных Зорь), а также Центральную дуговую магистраль (эта идея и сейчас еще жива, между прочим).

http://www.kupsilla.ru/article68 Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда" № 10 за 1972 г.
http://www.kupsilla.ru/article68 Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда" № 10 за 1972 г.

В 1937 году началась застройка Ивановской улицы по проекту архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона и Игоря Ивановича Фомина. Поскольку это была часть будущей дуговой магистрали, то и стиль зданий был выбран классический и помпезный.

Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда"
Журнал "Строительство и архитектура Ленинграда"

До войны часть проекта успели реализовать, а остальное достроили уже в начале 1950х годов.

Всего в этот комплекс входит восемь зданий и даже 70 лет спустя они выглядят очень впечатляюще.

-7

Хотя, кончено, следы времени заметны.

-8

Это всего лишь малая часть всего интересно из района Щемиловка.

А вы бываете в этом районе? Есть ли у вас там любимые здания?