Найти в Дзене
Anabelle Leigh

Перевод долга из дежного в супружеский

Не новое, но всё ещё популярное направление литературного креатива, которое захватывает прилавки в основном электронных читалок в категории для врослых в рубрике любовных романов (ЛР). Последние пару лет мой взгляд, спотыкаясь о заглавия произведений в роде: "Продана за долги", "В рабство к врагу", и т.п. заставляет плечи невольно вздрагивать, глаза закатываться, а голову покачиваться в отрицательном жесте недоумения. Не смотря на то, что Стокгольмский синтром официально не является психологическим расстройством (ПР), его поощрение, оромантизирование и принятие за истинные чувства, несомненно, должно двигать подобные произведения с полочки ЛР на полочку ПР. Да, Лолита, будучи романтичной четырнадцатилетней девочкой была по-своему влюблена в своего совратителя Гилберта (последний у нас не без отклонений по дяде Фрейду). Да, Кларисса испытавала некую интеллектуальную привязанность к Ганнибалу Лектору (тут, опять же, целый букет синдромов на радость интернов психиатрического направления
Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Не новое, но всё ещё популярное направление литературного креатива, которое захватывает прилавки в основном электронных читалок в категории для врослых в рубрике любовных романов (ЛР).

Последние пару лет мой взгляд, спотыкаясь о заглавия произведений в роде: "Продана за долги", "В рабство к врагу", и т.п. заставляет плечи невольно вздрагивать, глаза закатываться, а голову покачиваться в отрицательном жесте недоумения.

Не смотря на то, что Стокгольмский синтром официально не является психологическим расстройством (ПР), его поощрение, оромантизирование и принятие за истинные чувства, несомненно, должно двигать подобные произведения с полочки ЛР на полочку ПР.

Да, Лолита, будучи романтичной четырнадцатилетней девочкой была по-своему влюблена в своего совратителя Гилберта (последний у нас не без отклонений по дяде Фрейду). Да, Кларисса испытавала некую интеллектуальную привязанность к Ганнибалу Лектору (тут, опять же, целый букет синдромов на радость интернов психиатрического направления), да и Бель, в желании уйти от обыденности провинциальной жизни, с радостью жертвует собой, добровольно идя в рабство к чудовищу (в данном случае не очень жестокое, ибо аудитория маловозрастная). Казалось бы, три совсем разных истории, но все об одном феномене, при котором жертвы испытывают сочувствие к своему обидчику-агрессору, которое позднее перерастает в любовь. Наверно, в варианте Красавицы и Чудовища - это мило и волшебно. Возможно, в случае Лолиты, это обьяснимо неопытностью последней. Однако, когда я беру современное произведение, начинающееся со строк, типа: "Мой муж/парень/член семьи продал/отдал/подарил меня за долги (несомненно очень ну ОЧЕНЬ огромные и старательно накопленные)..." - мне становится как-то грустно и весело одновременно.

Трудно объяснимое состояние. Предствить, что в современном обществе ещё существуют люди, способные занять у других, малознакомых, баснословные деньги налом, очень трудно. Ещё труднее представить тех, кто этот заем готов дать. Обычно, причем, без оформления документов, а так, на честном слове. Допустим, нам удалось, бдагодаря неограниченному воображению, визуализировать такую ситуацию. Теперь, как кредитор, вы можете серьезно рассмотреть предложение заемщика отдать долг натурой (не своей, а третьего лица, пусть даже красивого). Я, конечно, понимаю, что обычно у откровенного дурака без гроша в кармане очень ценная "прынцесса", которая суммарно со всеми органами и пятью литрами крови равна сумме долга в случае покусочной продажи, но отдают-то обычно в рабство сексуальное, ибо роман любовно-эротический. Дорогова-то выходит, как ни крути.

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Главный герой-получатель натуры по природе своей, конечно, хороший парень, не смотря на сомнительные сделки (обычно он ни-ни), богатый, не смотря на то, что такие сделки его уже сто раз должны были к банкротству привести, и, конечно, властный красавец (тут комментариев нет, агрессор он и в Африке агрессор).

Бывший владелец - заемщик, несомненно, его противоположность по всем пунктам. Позднее, он либо кусает локти, либо самоубивается.

Товар, а именно главная героиня, нередко с характером, который она почему-то проявляет только в пререканиях с новым хозяином, вместо того, чтобы просто послать бывшего владельца/родственника/возлюбленного, потыкать пальцем в документы о разводе (если они официально вообще в отношениях), не смотря на внутреннюю непокорность, добровольно сдается на милось агрессора (сразу или поломавшись), сердобольно оправдывает посупок бывшего (потом, конечно, ненавидит его немного, а позднее благодарит за новое счастье), и, в довесок, влюбляется в угнетателя. Путь жертвы к знаменитому феномену Стокгольмского синдрома можно отследить по главам.

Вопрос у меня исключительно один: как подобная форма взаимоотношений может идеализироваться и приниматься паттерном к здоровому взаимодействию М-Ж?

Наверно, это немножечко перебор в попытке расслабить и без того необремененный моральными рамками жанр эролитературы. Учитывая количество произведений тематики, невольно задумываешься, навеяно это тайными желаниями потребителя (мечтающего увидеть героиню вещью) или основано на реальности, где подобный бартер, правда, возможен?

Я старалась найти прецеденты. Если честно, кроме любительских форумов, где тема широко обсуждается в основном со ссылочками как раз на подобную литературу, реальных случаев не выявила. Конечно, варианты сексуального рабства, похищения и т.п. имеют место быть, но обычно они не заканчиваются свадьбой жертвы и сутенера, а публикуются короткими статейками в рубрике "криминальные сводки". Если честно, то и в порно в конце никто не женится.

Как читатели, мы, конечно, должны сопереживать героине, восхищаться героем и радоваться хэппи энду. Однако, переживать не очень выходит, только если выключить напрочь здравый смысл. Восхищаться тоже и по тем же причинам. И в итоге обычно радуешься просто концу книги больше, чем тому, что он счастливый.

А что скажете вы? Нравится ли вам поджанр "рабство за долги" в современных ЭЛР?