Найти тему

Как лютеранский священник, бывший депутат и коммунист, детский тренер по хоккею в одном лице восстанавливает самую высокую кирху

В посёлке Севастьяново (Каукола) Ленинградской области живёт чуть больше 600 человек. Севастьяново может гордиться только двумя вещами:

  1. До 1973 года здесь находилась самая большая птицефабрика Ленинградской области (в здании бывший кирхи).
  2. В Севастьяново до сих пор находится самая высокая кирха Ленинградской области.
Кирха в Севастьяново.
Кирха в Севастьяново.

Так что так или иначе всё в Севастьяново крутится вокруг кирхи. Которая с 1973 года была заброшена и постепенно превращалась в большую помойку. И превратилась бы. Если бы не местный житель Виктор Фёдорович Ружинский.

Он стал лютеранским пастором. Стал и местным депутатом от партии КПРФ. Вот такое удивительное сочетание. Из политики пастор Виктор Ружинский сейчас уже ушёл (поскольку его моральные принципы всё-таки пошли вразрез с этим занятием), зато занимался тренерской деятельностью. Тренировал школьную хоккейную команду. Сейчас эти дети закончили школу, поэтому и тренировать стало некого.

Ухоженная территория кирхи.
Ухоженная территория кирхи.

Поэтому для пастора Виктора восстановление кирхи стало делом всей его жизни. Восстанавливает он кирху вместе со своей супругой. Действительно, всё, что сделано в этом здании – это их заслуга.

Хотя задача, казалось бы, невыполнимая. Мы православные церкви восстановить не можем. А тут лютеранская, да ещё в крошечном посёлке. Кому она может быть интересна…

Официально кирха в Севастьяново относится к церкви Ингрии (а это лютеранские церкви не только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но и в других городах России) , но от них денег не дождаться (у самих нет). Финны это место тоже не жалуют. Посёлок тоже не может заниматься восстановлением кирхи.

Вот так сейчас выглядит кирха внутри.
Вот так сейчас выглядит кирха внутри.

Я читала историю пастора Виктора и его супруги в интернете. Признаюсь, не верила, что такую махину можно восстанавливать в одиночку. Когда пообщалась с этим человеком, то оказалось, что всё можно.

Например, все отделочные внутренние работы выполнялись одним человеком в течение 8 месяцев. Многие отделочные работы пастор выполнил самостоятельно.

Об окончании строительных работ в кирхе говорить не приходится. Работы очень и очень много.
Об окончании строительных работ в кирхе говорить не приходится. Работы очень и очень много.

А распятие для церкви привезла его супруга из Мексики, когда гостила у дочери. Проблема была в ввозе его на территорию России – денег делать это официально, естественно, не было. Вот и везла его Валентина Анатольевна в ручной клади как букет (распятие было упаковано). Пересадка была у неё в Германии. Если мексиканцы с распятием ещё пустили, то в Германии возникли проблемы. Братья по вере, похоже, не прониклись. Для них правила важнее (распятие по габаритам, конечно, никуда не проходило). Но по вине немецкой стороны было испачкано пальто Валентины Анатольевны. Пока она в стрессе (самолет в Петербург уже улетает) стала с ними разбираться, то немцы решили, что проще будет отпустить человека. Отдали ей распятие, которое дальше без приключений прилетело в Петербург, всё также как букет.

Колокольня кирхи. Основная колокольня была разрушена во время Зимней войны. И в 1941 году финны соорудили временный вариант. Эта временная колокольня стоит до сих пор.
Колокольня кирхи. Основная колокольня была разрушена во время Зимней войны. И в 1941 году финны соорудили временный вариант. Эта временная колокольня стоит до сих пор.

Есть в кирхе и небольшая часовня Во имя Невинноубиенных Младенцев. Часовне уже 8 лет. Приходят сюда даже православные люди. Поскольку аналогов такого места, по крайней мере по близости, я не знаю.

В 1999 году здесь нашли тело младенца. Несмотря на уголовное дело, что с ним случилось выяснить не удалось. Тогда здание кирхи представляло просто свалку. Через 13 лет, когда здесь уже появилась часовня, финская сторона решила сделать подарок – написать образ Спасителя. И написали в свойственной финнам нестандартной форме (естественно, художник про убиенного младенца знать не мог). Вместо привычного русскому человеку образа – младенец в пелёнках в терновой люльке. От такого образа из церкви ушли трое прихожан…Тем не менее, постепенно часовня получила своё нынешнее название. Сюда приходят люди, которым необходима помощь, связанная с проблематикой постабортного синдрома. Принимают здесь всех христиан, которым нужна такого рода помощь.

В самой часовне я постеснялась фотографировать изображение младенца, поэтому фото из буклета о кирхе.
В самой часовне я постеснялась фотографировать изображение младенца, поэтому фото из буклета о кирхе.

Виктор Ружинский – человек опытный. Он прекрасно понимает, что кирха никогда не сможет стать действующей. Ходить сюда некому. Приход есть, но он очень небольшой.

Вид на Севастьяново с колокольни кирхи.
Вид на Севастьяново с колокольни кирхи.

Были попытки сделать здесь концертный зал – но нарушена акустика здания. Возможно, это проблема решаема, но необходим специалист. Своими силами пастору наладить акустику здания не получается.

Тем не менее, последние 5 лет он работал над созданием музея. И этим летом музей должен начать работу в здании кирхи. Экспозиция будет посвящена старым финским кирхам нынешней территории Ленинградской области и Карелии, часть из которых сохранилась, часть которых утрачена.

Хочется верить, что его усилия не будут напрасны. И туристы в музей всё-таки заклянут. По крайней мере, я планирую приехать посмотреть экспозицию в кирхе.

Хотя заслуги Виктора Ружинского уже начинают признавать. Восстановленная кирха занимает призовые места в различных конкурсах арт-объектов.

Находясь в этом месте, как нельзя лучше начинаешь понимать, что главное – это желание и приложенные усилия. А деньги на осуществление своей цели – это уже второстепенное. Даже без них всё может получиться.

-8