В течение нескольких месяцев НАСА настойчиво предлагало выбрать две компании для следующего этапа своей программы "Система посадки человека" (HLS). Как и в случае с программами коммерческих грузов и экипажей, чиновники агентства заявили, что наличие двух компаний, разрабатывающих и демонстрирующих лунные посадочные аппараты, обеспечит избыточность и гарантирует, что НАСА получит лучшую сделку.
“Конкуренция — наличие нескольких поставщиков для нас — чрезвычайно важный принцип”, - сказал Марк Кирасич, директор отдела перспективных исследовательских систем НАСА, который включает в себя программу HLS, на конференции в феврале.
Поэтому было удивительно, когда 16 апреля НАСА объявило, что выбрало только одну компанию для того, что оно называет премией “Вариант А”, для разработки лунного посадочного модуля и выполнения одной демонстрационной миссии с астронавтами на борту. Еще более удивительной была выбранная НАСА компания: SpaceX, чей космический корабль оказался слишком большим для этой работы. Однако окончание конкурса по HLS не обязательно означает окончание общего конкурса по отправке астронавтов на поверхность Луны.
“ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВОЗМОЖНО”
Вступая в соревнование по варианту HLS A, SpaceX считалась аутсайдером. Она получила самую маленькую из трех премий за базовый период для программы в апреле 2020 года-135 миллионов долларов по сравнению с 579 миллионами долларов Blue Origin и 253 миллионами долларов Dynetics. Оценка НАСА этих первоначальных предложений оценила SpaceX ниже, чем Blue Origin и Dynetics, с ограниченной уверенностью “в способности SpaceX успешно выполнить предложенный график разработки HLS”, согласно заявлению источника.
Но на объявлении 16 апреля, которое состоялось поздно вечером в пятницу с уведомлением всего за пару часов, НАСА заявило, что SpaceX предложила не только лучшее предложение, но и единственное, которое агентство могло себе позволить. “Это было в интересах НАСА, наряду с бюджетом, который был там, чтобы мы присудили одному из них”, - сказала Кэти Людерс, заместитель администратора НАСА по исследованиям и операциям с людьми.
В заявлении о выборе источника для конкурса варианта А SpaceX получила техническую оценку “Приемлемо”, такую же, как Blue Origin, и более высокую, чем “Маргинальная” Dynetics. Ее управленческая оценка “Выдающаяся” превзошла “Очень хорошие” оценки двух других компаний. Но самой большой разницей была цена: SpaceX предложила 2,89 миллиарда долларов, в то время как Blue Origin была “значительно выше”, чем это; Dynetics была “значительно выше”, чем Blue Origin.
Эта разница в цене была ключевым фактором для НАСА, которое получило только 850 миллионов долларов на программу HLS в 2021 финансовом году, что составляет четвертую часть его первоначального запроса. Людерс написал в заявлении о выборе источника, что “при начальных ценах и по этапности поэтапных платежей, предложенных каждым из поставщиков варианта А, бюджет НАСА на текущий финансовый год не поддерживал ни одного варианта А”. Затем НАСА попросило SpaceX внести неопределенное изменение в график платежей, но не в общую цену, прежде чем принимать решение о присуждении премии.
Это исключало, утверждала она в документе, выбор второй компании, даже если НАСА попросит ее снизить цену. После выбора SpaceX она написала: “объем оставшегося доступного финансирования настолько незначителен”, что было невозможно попросить любую компанию пересмотреть свои предложения.
НАСА мало что сказало в объявлении о технических достоинствах космического корабля SpaceX Starship лунный посадочный модуль , кроме того, что он соответствовал или превышал различные требования. “SpaceX также, я уверен, будет очень рада рассказать о своей стратегии”, - сказал Людерс. Но SpaceX не был представлен на брифинге, и компания, которая избегает пресс-релизов и регулярно игнорирует запросы СМИ, не сказала ничего, кроме одного твита, в котором говорилось, что она “унижена”, чтобы выиграть контракт.
Неделю спустя исполнительный директор SpaceX Илон Маск обсудил премию HLS во время брифинга НАСА о запуске коммерческой миссии Crew-2 . “Это определенно будет очень полезно для финансирования программы Starship ", - сказал он. Позже на брифинге его спросили, возможна ли посадка Starship на Луну в 2024 году с астронавтами, и он согласился.
“Да, я так думаю, - сказал он, затем сделал паузу. “Я думаю, что это произойдет. Я думаю, что 2024 год кажется вероятным. Мы будем стремиться к более раннему сроку. Это действительно выполнимо.”
ИЗБЫТОЧНОСТЬ СЕЙЧАС
Ни Blue Origin, ни Dynetics не отказываются от своих амбиций по посадке на Луну. 26 апреля компании подали отдельные протесты в Управление государственной отчетности правительства, стремясь отменить премию HLS Option A.
Обе компании утверждали в своих протестах, что НАСА неправильно оценило технические достоинства их предложений и, по словам протеста Blue Origin, “необоснованно поддержало” предложение SpaceX. Например, Blue Origin утверждала, что НАСА неправильно пришло к выводу о проблемах с коммуникационной системой своего посадочного модуля, в то время как Dynetics утверждала, что НАСА упустило из виду шаги, которые компания предпринимает для уменьшения массы своего избыточного веса посадочного модуля.
Обе компании также не согласились с обоснованием, которое использовало НАСА для выбора одной компании. Blue Origin сообщила в своем протесте, что она предложила 5,99 миллиарда долларов за премию HLS Option A. Несмотря на то, что цена в два раза превышала ставку SpaceX, она утверждала, что сочетание этих двух факторов обошлось бы НАСА примерно столько же, сколько оно потратило на программу коммерческих экипажей, которая поддерживала Boeing и SpaceX.
Blue Origin пожаловалась, что НАСА не дало ей возможности пересмотреть свою заявку. Брент Шервуд, старший вице-президент по программам опережающего развития в Blue Origin, заявил в протесте, что, если бы НАСА проинформировало компанию о том, что бюджетные проблемы не позволят агентству получить две награды, “Blue Origin приветствовала бы возможность внести конкретные коррективы в пересмотренное предложение.”
Dynetics принял несколько иной подход. Она утверждала, что НАСА упустило из виду несколько альтернатив, когда оно решило сделать одну награду, от возвращаться к компаниям для пересмотренных предложений, чтобы отменить ходатайство полностью. Другой вариант он подчеркнул, было для НАСА использовать имеющиеся средства для нескольких наград "устойчивого" посадочный модуль исследований, отдельный пункт контракт линии в ходатайство, а не один вариант награды.
«Весь этот механизм был создан, чтобы быть очень гибким, и они на самом деле не использовали гибкость, которая у них была», - сказал источник, знакомый с протестом Dynetics.
Эти протесты теперь находятся в руках GAO, которое должно до 4 августа поддержать или отклонить их. НАСА объявило 30 апреля, что приостанавливает работу над премией HLS, которую оно предоставило SpaceX, “до тех пор, пока GAO не разрешит все нерешенные судебные споры, связанные с этой закупкой.”
Для многих протесты неудивительны, учитывая, что они характерны для любых крупных государственных закупок. - Я ожидал, что они придут. Они-нормальная часть жизни в Вашингтоне”, - сказал представитель. Дон Бейер (D-Va.), председатель подкомитета по пространству Дома. “Власти разберутся с этим, и мы будем двигаться дальше.”
Другие в Конгрессе придерживаются другого подхода к тому, чтобы дать компаниям второй шанс на УСПЕХ. Комитет по торговле Сената одобрил 12 мая законопроект о разрешении НАСА в качестве поправки к законодательству для Национального научного фонда под названием Закон о бесконечных границах.
Поправка, внесенная сенатором Марией Кантуэлл (D-Wash.), председателем комитета, похожа на законопроект о разрешении НАСА, который Сенат одобрил в конце прошлого конгресса. Эта версия включает в себя новое положение “конкурентоспособность в рамках программы системы полета человека на Луну”, которое предписывает НАСА иметь не менее двух компаний по контракту на разработку лунных посадочных аппаратов в течение 30 дней после вступления в силу законопроекта и санкционирует 10,032 миллиарда долларов для программы HLS — немного выше комбинации заявок SpaceX и Blue Origin.
Комитет не обсуждал поправку, которая была принята голосованием, и неясно, что поправка будет внесена в окончательный вариант законопроекта. Однако ранее Кантуэлл заявила, что разочарована тем, что НАСА не выбрало две компании для HLS. “Я думаю, что должна быть избыточность, и в этом процессе должно быть ясно, что это не может быть избыточностью позже. Это должно быть сделано сейчас”, - сказала она Биллу Нельсону, кандидату на пост администратора НАСА, во время слушаний по утверждению 21 апреля.
ДАВАЙТЕ ЗАКЛЮЧИМ СДЕЛКУ
Нельсон на этом слушании заявил, что поддерживает подход агентства к закупкам HLS, включая его планы ускорить приобретение услуг посадочного модуля, которые будут открыты для конкуренции. “Эти соревнования будут там", - пообещал он Кантуэллу.
НАСА предлагает приобрести спускаемые аппараты после единственной миссии в рамках программы под названием Lunar Exploration Transportation Services (LETS). НАСА предвидит, что это будет полная и открытая конкуренция, в которой несколько компаний выиграют контракты на перевозку астронавтов на поверхность Луны и обратно, аналогичные контрактам на коммерческие грузы и экипажи космической станции.
Фактическая конкуренция LETS “все еще в нескольких шагах”,-предупредила Лиза Уотсон-Морган, менеджер программы HLS НАСА, в заявлении от 29 апреля. Первым из этих шагов был запрос информации (RFI) с запросом промышленности о том, как структурировать программу LETS.
В июне НАСА выступит с широким заявлением агентства о финансировании работ по снижению рисков для этих лунных посадочных аппаратов. На отраслевом дне 3 мая Уотсон-Морган сказал, что НАСА получит несколько наград, но каждая из них, скорее всего, составит не более 15 миллионов долларов, что составляет крошечную часть стоимости разработки лунного посадочного модуля. “У нас нет огромного количества долларов”, - сказала она.
Это может быть слишком мало и слишком поздно для некоторых компаний, у которых нет богатых учредителей или другого доступа к капиталу. “Выставив RFI для чего-то, что произойдет через пару лет, ну, никого не останется”, - сказал один из источников в отрасли. “Кроме миллиардеров, которые могут выбрать чтобы остаться в деле, у вас не останется других, тех которые дадут вам реальную конкуренцию.”
Даже такая компания, как Blue Origin, финансируемая миллиардером Джеффом Безосом, будет в невыгодном положении в сравнении с SpaceX, в конкурентной борьбе благодаря премии SpaceX HLS. Это предполагает, однако что SpaceX успешно развивать Starship по графику, подобному тому, который он предлагает.
“Я склонен быть несколько оптимистичным в отношении графиков”,-сказал Маск, смеясь, во время пресс-конференции Crew-2 незадолго до того, как он предсказал посадку в 2024 году. “Кроме того, мы должны совершить посадку не делая кратеры.”
Он снова рассмеялся. - У нас есть кое-какая работа, но мы быстро продвигаемся вперед.”
P/S Битва за контракт продолжается и исход мы узнаем только после 4 августа.
" Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.