В нашем отечестве отреагировать в срок на мировой тренд появления и широкого распространения рок-опер не могли по определению – само слово «рок» было вне закона, куда уж ещё к благородному слову «опера» эту гадость подставлять. Но это на уровне формальных смыслов, а на уровне реальных процессов попыток было много и разных. Одной из самых первых – это опера-феерия «Алые паруса» на музыку Никиты Богословского. Даже при чётком государственном контроле этого процесса от момента создания материала (музыка написана благонадёжным членом союза композиторов, либретто – членом союза писателей), до сверки конечных записей (которые к слову были сделаны в 1975 году) выпустить на рынок саму вещь власти решились только в 1983 году. И это явная специфика момента – рок-оперы в нашей стране делали в основном не рок-группы. Вторая важная особенность – это радио-пластиночный формат материала. Дело в том, что советский человек не имел ни времени, ни физической возможности, ни технических инструментов для того, чтобы посмотреть постановку мюзикла. Поэтому материал просто обязан был быть наглядным на слух. И это добавило к отечественном рок-операм сразу массу плюсов, один из них – «сказочность» повествования. Важно отметить, что чисто сюжетно топить за свободу духа, экзистенциальный прорыв, выход за рамки общественного мнения отечественные рок-оперы не могли по определению. Поэтому брать приходилось сюжеты исключительно любовные, легендарные или сказочные.
Позже в постсоветский период было много чего рок-оперного, но кроме двух однозначно оригинальных релизов я не стал брать ничего. Нет, не потому, что я как-то негативно отношусь к творчеству групп Рок-Синдром, Эпидемия или Power Tale, даже наоборот – они мне весьма импонируют. Просто они уже работали в рамках вполне себе прозападного канона рок-опер и металл-мюзиклов. А хотелось бы зафиксировать именно отечественную оригинальность и эту самую «пластиночную» неповторимость отечественных рок-опер.
Орфей и Эвридика
По сути это первая, так сказать официально зарегистрированная, отечественная рок-опера. Всё, что было до этого называлось как угодно, только не «рок-опера» - сам термин был, как бы не очень разрешён. Самое потрясающее, что эта рок-опера была написана очень даже жанровым эстрадным композитором, сыграна и спета официальным ВИА, прошла худ-совет и … разошлась миллионными тиражами. Чисто в музыкальном плане эта вещь прекрасна, но только в моменте – пока ты её слушаешь, то испытываешь чувство восторга, как только выключаешь, так сразу вроде как ничего и не было. Но для первой, да и ещё и официальной советской рок-оперы оно простительно – ясное дело этот продукт мурыжили столько, что сам факт её наличия уже удивителен. И понятное дело, что её обложка и стоит заглавной.
Юнона и Авось
По факту – это самая популярная отечественная рок-опера. По количеству ушедших в народ хитов так уж точно. Безусловно, большая заслуга в этом Марка Захарова и актёров Ленкома, поставивших на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского музыкальный спектакль невероятной силы. Слушать этот материал – это одно удовольствие, а смотреть – это совсем другое. Но в обоих случаях катарсис гарантирован и дело не только в потрясающем материале самой оперы, но и в его удачнейшем сочетании с самой истории любви Рязанова и Кончиты …
Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты
… ну и вообще, Алексей Рыбников умел писать рок-оперы на истории любви с неистовым концом. Эта, кстати говоря, была написана, поставлена и записана пораньше «Юноны», но прошла куда менее заметно. Трудно сказать почему. Может быть и потому, что не было столь мощной и широко растиражированной её постановки (фильм Владимира Грамматикова вышел гораздо позже и был он явно слабым), ни то при всей музыкальной мощи в опере так и не случилось ни одного именно песенного хита. Это уже не так важно. Но при всех за и против это было и есть очень мощное произведение, забывать которое не стоит. По силе воздействия она будет не слабее Юноны и Авось, да и от уэберовской Суперзвезды если и отстаёт, то совсем ненамного.
Стадион
Александр Градский огромный молодец и великий талант. Без шуток. Просто он при всей его рок-н-ролльности очень патетичен, симфоничен и камерно-ориентирован. Его «Стадион» - это, безусловно, великая вещь. Более того, пластинка с этой рок-оперой была в коллекции почти каждого интеллигентного советского человека. Ну а то, что далеко не все эти самые интеллигентные люди смогли дослушать её до конца – это уже вопрос третий. Главное, что Александр Борисович показал всей стране, что такое симфо-рок, а это немало. Опера явно обогнала своё время, появившись задолго до того, как контемпорари вообще появилось, как понятие.
Белая ворона
На стыке двух времён Геннадий Татарченко и Юрий Рыбчинский смогли создать невероятно долгоиграющую сценическую вещь. В качестве мюзикла эта прекрасная рок-опера пережила уже неслабое количество постановок. Небанальная история Орлеанской Девы, погружённая в небанальную канву арт-рока и синти-попа, был действительным инсайдом начала 90-ых. Удивительно, но явных хитов здесь нет, а вот ведь рвануло же. Видимо не в хитах всё дело.
Краденое солнце
После долгого затишья на рынке отечественных рок-опер группа Краденое Солнце вдруг выдала таковую. Здесь важно отметить, что вся история группы – это сплошная неудача и пролёт мимо громкого и большого успеха. Хотя, казалось бы, для того, чтоб взлететь у них было всё – классные музыканты, интересный материал, забавные тексты, неповторимый имидж, поддержка маститых друзей. Но всё как-то мимо. А жаль. Ибо они вполне себе заслуживали, куда большего внимания со стороны общественности, чем оно было. Вот эта их рок-опера, положенная на нетленное произведение Корнея Ивановича, ну просто умопомрачительна! Здесь есть всё то, что так нравиться любителям этого жанра: большое количество звёзд на ролях (медведь в исполнении Юрия Шевчука – это нечто неповторимо милое, я вам скажу), прекрасная музыка и всё прям так и просится на старую советскую пластинку. Если не слушали, то послушайте обязательно и включите своим детям/внукам, пусть развивают вкус с детства.
TODD
Собственно, после очередного периода тишины, случившегося в отечественном музыкальном пространстве (нет, конечно в 00-10-ые шло обилия материала, но то всё были скорее мюзиклы и музыкальные-феерии) произошло чудо. КиШ и сотоварищи таки смогли сделать всё так, как было раньше, только по-новому взяв за основу классику британского хоррора про парикмахера-убийцу. Ни то удачное сочетание авторов старого и нового времени, ни то участие большого числа театральных актёров и певцов, ни то было у КиШ предчувствие, что это финальный аккорд, ни то всё это вместе взятое сделали своё великое дело. К большому сожалению, это стало последней работой данного коллектива, последней песней Михаила Горшенева … но очень пронзительной и душевной. Не стоит проходить мимо. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.