Есть у меня сосед, Павел Сергеевич. Давно уже на пенсии, но рассказчик хороший. А как определяется что рассказчик от Бога? Он чувствует своего слушателя, ведет его по канве сюжета тихо, заповедными тропками, с перебежками и перекурами.
Вот о перекурах и пойдет наш неторопливый рассказ. Это я сразу своего читателя настраиваю, чтобы не было вопросов вроде "А почему много букофф... Не осилил!". Считайте, что это формат для кто понял жизнь и никуда не торопиться, потому что смысла нет. Ибо все уже предопределено в этом, увы обреченном мире.
Павел Сергеевич бывший курильщик. Курил наверное лет тридцать пять... До сих пор смотрит как я достаю сигарету из пачки, разминаю ее, достаю зажигалку и тону в облаке сизого дыма. В этот момент он облизывает губы и отворачивается. Как то он мне рассказал про свою командировку на Бийскую табачную фабрику. Она состоялась как раз в один из самых гадких годков для нашей страны, в 1990 году.
Когда всем уже стало понятно, что осталось недолго и скоро наш нерушимый союз разрушится... Причем скоропостижно и на глазах. Да так быстро что многие и не поняли, что произошло...
Работал Павел Сергеевич на новосибирском заводе электромонтажных конструкций, и в конце лета повез партию электрощитов на один бийский завод. Командировочные выделили, но в то время как делали? Идешь договоришься в местную гостиницу, что вроде как жил во время этой самой командировки, а живешь у знакомых, друзей или родни. Хорошая прибавка к заработной плате.
В брежневские времена за такие дела можно было не слабо так по загривку получить, а в закатное советское время на это никто не обращал внимание. Разместился наш Павел Сергеевич у друга своего, главного инженера завода, на который привез электрощитов. И вот как то после рабочего дня, он вышел на балкон - достал пачку сигарет, а там всего две штуки осталось.
А сигареты для советского человека были больше чем сигареты. Табачные изделия занимали какое сакральное место в жизни советского гражданина. Что там было на генном уровне, который собрал все что было в нашей народной нелегкой истории связанной с сигаретами.
От фронтовых самокруток до заводских законных перекуров. Беседы на ночной кухне невозможно было представить без пачки сигарет на столе, коммунальную квартиру без накуренной общей кухне. Курили физики, дымили лирики...
Многие знакомства начинались через просьбу дать прикурить, как и многие синяки и фигналы, за то что не нашлось сигареты в темном переулке. Павел Сергеевич смотрит на две последние сигареты, и понимает что качество командировочной жизни резко пошло вниз. Потому что сигареты, папиросы, даже обычной махорки в те года нельзя просто так взять и купить.
Точнее в магазине нельзя было купить , а у цыган и таксистов рядом с этим магазином можно. Но в десять раз дороже. Пачка обычной "Примы" в руках улыбающейся золотыми зубами цыганки имела стоимость три рубля. Иногда и выше. Какая была обстановка с табачком в городе. А кроме Москвы. Киева, Прибалтики и Ленинграда она была просто хреновая.
В Новосибирске дошло до того, что за Центральным рынком, на железных рядах был так называемый "бычковый" ряд - где в банках продавали окурки, которые можно было использовать в качестве табака для самокруток. Страшно, конечно вспомнить эти бедовые времена. И вот Павел Сергеевич спрашивает у своего друга, главного инженера завода, где в Бийске разжиться табачком.
А главный инженер - человек не курящий, но как любой главный инженер имел много полезных и нужных знакомств. Вот и говорит он нашему Павлу Сергеевичу - где купить не скажу, к цыганам и таксистам не пошлю, а вот телефон директора Бийской Табачной фабрики дам. Им вроде тоже электрощиты нужны. Ты мужик у нас, Павел Сергеевич башковитый... - Так что понял о чем идет речь?
Главный инженер написал номер телефона на тетрадном листке и протянул Сергеевичу. Утром он набрал номер директора табачной фабрики. Объяснил ситуацию, что с новосибирского завода электротехнической продукции. Есть все от лотков для электрокабелей до любых автоматов. Через два часа был на табачной фабрике.
Через час было собрание инженеров, начальников цехов, энергетиков которые написали список нужного оборудования. Увесистая пачка получалась. Нужен был звонок в Новосибирск. На работу. Ну, во-первых, продлить командировку, ведь она заканчивалась завтра. Во-вторых, нужно узнать о наличии электрооборудования на заводе и возможности его отправки на Бийскую табачную фабрику. В обмен на сигареты.
Когда начальник Павла Сергеевича узнал что есть возможность раздобыть для заводчан сигареты, да еще по себестоимости был дан зеленый свет по всем направлениям. Через день в Новосибирск ушел заказ на электрооборудование.
Пока было время Павлу Сергеевичу организовали экскурсию по заводу, от которой он был просто в шоке. Все оборудование было изношено до вибрации, треска и воя при работе. Некоторые производственные линии не ремонтировались лет по десять...
- Как вы тут работаете? - с удивлением спрашивал Павел Сергеевич. - Нормально, полчаса работаем, два часа ремонтируем! - улыбался главный энергетик, и показывал на галерею вымпелов на стене своего кабинета. - Не одно социалистическое соревнование выиграли! А потом махнул рукой: - А толку с этих соцсоревнований и соцобязательств... Все производство как после военной бомбежки...
Кстати, оборудование для фабрики все-таки нашлось. В конце 90-х годов китайские товарищи помогли. Новые производственные линии! Линии фасовки, нарезки и прочее. По нормальной цене даже, но с одним условием - теперь при производстве сигарет использовать только китайский табачок. После этого "Прима Бийская" стала на вкус совершенно другой, и напоминала уже "Приму Пекинскую".
Через неделю пришел вагон с электрооборудованием в Бийск. Директор вызывает нашего Павла Сергеевича и протягивает лист: столько то коробок сигарет "Полет", столько коробок сигарет "Астра", столько то коробок "Беломор канала". Итого груженный под завязку ЗИЛ-130 с будкой, на которой красовалась надпись "Трансагенство". Это для конспирации.
А было от чего шифроваться, уже тогда рядом с проходной завода стояли тонированные восьмерки, и вокруг них толпились молодые крепкие ребята, некоторые с автоматами. Осматривали грузовики выходящие с территории фабрики.
Директор завода протянул руку: - За оборудование спасибо тебе огромное! Он полез под стол и вытащил блок сигарет "Прима" перетянутый бумажной лентой. - Это от меня лично! Значит еще протянем лет пять... Потом протянул бумажку с надписью: "Машину не трогать. Она под Волком. Все заплачено". - Это тебе поможет, до границы с Новосибирской области. А там уже ваши бандиты... Посидели на дорожку, обнялись, попрощались... Пошли на Новосибирск в ночь. Когда выезжали с фабрики, показали откупной мандат...
Бритоголовый парень в кожаной куртке недовольно скривил лицо и махнул рукой. По дороге два раза прижимали восьмерки. Показали бумагу. Сработало... Отпустили... Когда заехали в Новосибирскую область пошли грунтовыми дорогами, благо пожилой водитель ЗиЛка был родом из этих мест и знал все тропинки и перелески как свои пять пальцев. Мотало в кабине будь здоров, Петрович водитель Зилка матерился что сейчас разболтает на кочках всю будку...
Вышли на асфальт около Бердска и пошли в город. Около Нового поселка пролетели придорожное кафе и в зеркало заднего вида они видели, как от кафе пошли за ними две восьмерки. - Гони, Петрович! Гони, родной, там на Вшивой горке пост ГАИ круглосуточный! - Давай родимый! Петрович положил педаль акселератора в пол, и был готов не слышать как он выворачивает на больших оборотах и так еле живой движок. Петрович смотря в зеркало заднего вида сказал : - Ведь даже в войну такого позора на нашей земле не было... Когда от своих вот так драпаем...
Когда подъезжали к посту молодой ГАИшник с полосатым жезлом выскочил на дорогу. Зил ревя покрышками на асфальте пошел юзом и встал в облаке пыли. Две тонированные восьмерки развернулись и пошли на большой скорости назад. ГАИшник все понял, но не подавая виду подошел к машине, представился и попросил предъявить документы на грузовик и на груз.
Уже в "стакане" поста ГАИ, Сергеевич поставил ему на стол блок подаренной "Примы": - Помоги, до города добраться, лейтенант... Раздерут же в клочья... ГАИшник открыл сейф и положил в него блок сигарет. Потом долго кого-то вызывал по рации. Через тридцать минут к посту подошла милицейская "копейка". - Только до магазина "Турист" можем... Сергеевич пожал руку ГАИшнику : - И на том спасибо, лейтенант....
До завода добрались без приключений к часам четырех утра... Какое было удивление Петровича и Сергеевича, когда они увидели у проходной заводчан которые ждали машину с куревом. Эту новость уже пересказывали второй день подряд, и не верили что будет курево... Не верили что одной проблемой в жизни будет меньше... Когда Петрович заглушил двигатель, в свете фар стояли радостные люди, которые улыбались и махали им руками... Петрович обратился к Сергеевичу : - Дай закурить что ли... - Так ты вроде не куришь... - Сегодня не вроде... Надо тремор убрать... Петрович прикурил и посмотрел на заводчан которые обступили кабину машины со всех сторон: - Все таки с нашей страной что-то не то происходит...
Все сигареты разделили поровну и выдавали на следующий день в актовом зале завода. Авторитет у Павла Сергеевича стал просто невероятный. Каждый заводчанин хотел при встрече пожать ему руку... Сигарет хватило месяца на четыре-пять... Кто-то обменял их на продукты, кто-то продал... Но они помогли продержаться еще немного... Бийская табачная фабрика прекратила свое существование в 2007 году, все-таки смогла пережить эти проклятые для нашей страны девяностые годы... Но ей не нашлось место в новой истории, совсем другой страны... Десятилетие, которое изменило нас всех...
Продолжение следует!
Ранее:
- Новые социальные старьевщики ХХI века- кто они?
- Раскосмаченные - древнейшая профессия, которой больше нет
- Баночное пиво в СССР было! Всего пять лет. А потом был провал и позор...
- История Новосибирска. Пять минут в СССР. 22 апреля 1968 года
- Почему в Великобритании имя и творчество Бенни Хилла подвергли забвению?