Найти в Дзене
Чайхона

Как я научила ребенка читать в 4 года

Читать меня научил, никто иной, как… Михаил Ломоносов. Вернее, старый, советский фильм об этом удивительном человеке. Мне было тогда, лет 5. Буквы я знала и раньше, спрашивала у родителей. Но вот как звуки складывать в слова, никак понять не могла. И вот момент, до сих пор его отчетливо помню, когда главный герой писал на доске: Ма-ма, Москва и т.д., стал для меня откровением. Одномоментно, стало понятно из чего же состоят слова и как можно эти странные значки в книжке «переводить» в смысл. Помню и то, что, когда я с «Букварем» пришла к матери и предложила ей почитать книгу, она стирала белье. На старой такой, стиральной доске. Она намыливала что-то белое хозяйственным мылом, терла белье о стиральную доску и слушала меня. Я читала, она слушала. Затем, она напряглась, повернулась ко мне и попросила принести другую книжку. «Красную шапочку». Я вновь начала читать. А мама заплакала: - Совсем выросла. Дочка, как же ты научилась читать? Кто тебя научил? - Михайло Ломоносов, - ответила с сер
танцуй, пока молодой
танцуй, пока молодой

Читать меня научил, никто иной, как… Михаил Ломоносов. Вернее, старый, советский фильм об этом удивительном человеке. Мне было тогда, лет 5.

Буквы я знала и раньше, спрашивала у родителей. Но вот как звуки складывать в слова, никак понять не могла. И вот момент, до сих пор его отчетливо помню, когда главный герой писал на доске: Ма-ма, Москва и т.д., стал для меня откровением. Одномоментно, стало понятно из чего же состоят слова и как можно эти странные значки в книжке «переводить» в смысл.

Помню и то, что, когда я с «Букварем» пришла к матери и предложила ей почитать книгу, она стирала белье. На старой такой, стиральной доске. Она намыливала что-то белое хозяйственным мылом, терла белье о стиральную доску и слушала меня.

Я читала, она слушала. Затем, она напряглась, повернулась ко мне и попросила принести другую книжку. «Красную шапочку». Я вновь начала читать. А мама заплакала:

- Совсем выросла. Дочка, как же ты научилась читать? Кто тебя научил?

- Михайло Ломоносов, - ответила с серьезностью я.

И, наверное, рассказала ей про фильм. Этого уже не помню, могу только фантазировать.

С той поры, в книги я влюбилась. Да так, что с книгой фактически не расставалась. Я научилась «вслепую» чистить картошку, мыть посуду, готовить еду и прочее. Думаю, так делало все наше без-интернетовское поколение.

Если у вас есть что вспомнить о том – книжном времени, пишите в комментариях, делитесь. Будет очень интересно прочесть!

Прошло много-много лет. У меня родится сын. Любознательный, гиперактивный и непоседливый, как другие малыши.

Поскольку в декретный отпуск (полноценно) не получилось, я продолжала работать на дому. Ноутбук, интернет, телефон – все под рукой. Я руководила рабочим процессом на расстоянии, вела переписку, редактировала и т.д. А чтобы ребенок не пугался внезапных или резких звуков, непрерывным фоном в доме всегда звучали аудиокниги. Работаю – включаю Александра Сергеевича. И пока мама работает, дитенок в кроватке либо сопит, либо играет, хорошо поставленным голосом, в доме звучат сказки.

Читать книги в тот период у меня не получалось. Я, как уже сказала, работала. Занималась малышом, домом и готовилась к госэкзаменам. А поскольку читать совершенно не получалось, сама с огромным удовольствием слушала аудиокниги. Правда, мне больше нужен был Паскаль, Гомер, Аристотель, или произведения Льва Николаевича, Федора Михайловича…

Сейчас я думаю, что все то, что делалось мной интуитивно и по необходимости, дало свои плоды. Память у дитенка развилась хорошая. Вопреки предупреждениям врачей (у дитя были диагнозы различные), схватывает на лету, запоминает на слух отлично и да, устает он меньше, чем сверстники. Несмотря на то, что учиться он в лицее.

По всей вероятности, мозг привык слушать….

И да, читала книги я ему регулярно. Мамин голос должен был отложиться в его памяти не только резкими:

- да, слушаю? А почему ты еще не отправил? Сколько хотят? нет, такую сумму мы не готовы заплатить. Вышли мне договор, я посмотрю….

Наверное, когда ему исполнилось годика 1,5-2, ежевечерне, я устраивала спектакли. Включала лапмы, направляла свет на стенку, вырезала из бумаги фигурки различные и устраивала «театр теней». Придумывая сюжет.

Нет-нет, во всех этих вечерах и забавах принимал участие и глава семейства. Когда приходил с работы. И лампы держал, свет направлял, и над моими кривляньями смеялся в голос. Вместе с сыном.

Думаю, что поэтому, книги, чтение для сына приятное времяпровождение. Которое ассоциируется с позитивными, радостными эмоциями. Но если говорить о технической стороне дела, когда подошло время учиться читать, был придуман метод… Мы учились читать по глаголице.

Сыну было три года. Он увлекался динозаврами и вообще, жил в фантазиях о том древнем времени. Поэтому я и подыграла ребенку: звук «А» обозначался вот так, а сейчас так. А звук «У», вот так.

В нашем случае, мы затрагивали сферу интересов самого ребенка. Я не навязывала ему свое, а лишь продолжила и развила его интерес. Нарисованный на доске охотник, заносящий над головой копье, вызывал у него интерес. Потому и написанное над ним слово – тоже было интересно. Я выдумывала истории, в которых папа-дикарь, уходя на охоту, писал знаками послание своей жене и детям прямо на стене пещеры. И ребенок воспринимал это как игру. Ему нужно было проявить смекалку, лишний раз самому посмотреть в нашем специальном словарике, что же это за буква, какой звук передает этот символ.

Когда пришло время изучать слоги, ребенок хлопал в ладоши. Допустим, левая ладонь означала «М», а правая «А». Левая соединялась с правой, хлопок, слог «МА». В такой игровой форме, ребенок легко усвоил «женские» звуки (гласные), мужские (согласные), делил по родам и в 4 года начал читать самостоятельно.

Книги и тексты, с тех пор, вызывают у него живой интерес. Нет, конечно ему интересны и друзья, и компьютерные игры, последний год и игра на гитаре, но и с книжкой (особенно, если это фэнтези), он с удовольствием проводит время.