Найти в Дзене
Роккульт

От Yardbirds к сольной карьере: вехи творчества гитариста-виртуоза Джеффа Бека

24 июня 1944 года в Валлингтоне родился легендарный гитарист-виртуоз Джефф Бек. Его юность пришлась на золотой век рок-н-ролла, который и сыграл решающую роль в судьбе музыканта.

  • Как и многие начинающие британские рокеры, к азам будущей профессии он пытался приобщиться в Уимблдонском колледже искусств в Лондоне. Но уже через несколько месяцев променял студенческую скамью на практику в «полевых условиях».
  • Первоначальную репутацию в музыкальных кругах Джефф Бек завоевал, играя в бэк-группе певца Лорда Сатча. После чего благополучно прошел прослушивание в рок-команду Yardbirds, которая только что попрощалась с лид-гитаристом Эриком Клэптоном. Спустя год басист Yardbirds Пол Сэмвелл-Смит выбрал продюсерское поприще, Крис Дрея взялся за бас-гитару, а в команду пришел второй гитарист Джимми Пейдж. Этот блестящий состав, к сожалению такой недолговечный, демонстрировал чудеса исполнительской техники, поражая динамизмом и напором (чего стоит один только трек Over Under Sideways Down).
  • Тандем Бека и Пейджа произвел неизгладимое впечатление и на итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Когда Yardbirds исполняли песню Stroll On для его фильма 1966 года Blow-Up, Джеффа попросили разбить гитару. Сцена в фильме заканчивается тем, что обезумевшие фаны растаскивают его инструмент на кусочки.
  • Из Yardbirds гитарист ушел в конце 1966 года, мотивируя этот шаг тем, что якобы устал от музыки. Изменчивый как ветер, он очень скоро передумал и попытался выйти на самостоятельную дорогу. Его сольным дебютом стал сингл Love Is Blue, обнародованный уже через несколько месяцев. Это был посредственный релиз посредственного артиста (Бек пел сам), и даже верная гитара его не выручила, потому что играл он спустя рукава, оставаясь равнодушным к самой песне.
  • В конце 1967 года он решил попытать счастья с новой командой и собрал Jeff Beck Group. В качестве вокалиста в группу пришел Род Стюарт, на бас-гитаре играл Рон Вуд, за барабанами сидел Эйнсли Данбар. Данбар продержался совсем недолго, уступив место Мики Уоллеру. В самом начале 1968 года с приходом клавишника Ники Хопкинса штат был укомплектован.
  • Jeff Beck Group решительно взялись за блюзовые композиции, которые играли с сокрушительной громкостью, выстраивая диалоги вокала и гитары. Так начал создаваться базовый звуковой стандарт для тяжелого металла.
  • Дебютный альбом Jeff Beck Group Truth не привлек массового внимания. А между тем это была очень интересная работа и одна из самых удачных в биографии Бека. Мощный вокал Стюарта прекрасно гармонировал со свободными блюзовыми соло гитариста, производившими блестящее впечатление. Свежестью и здоровой агрессией веяло от новых версий его песен Shapes оf Things и Rock My Plimsoul.
  • Второй лонг-плей Beck-Ola, записанный с новым барабанщиком Тони Ньюманом, оказался чуть более успешным. Особого внимания заслуживали на альбоме композиции All Shook Up и Rice Pudding.
Jeff Beck Group
Jeff Beck Group
  • В 1970 году Стюарт и Вуд избавили команду Jeff Beck Group от своего присутствия. Их карьера отныне была связана с группой Faces. Джеффу Беку затея с вокальной группой тоже наскучила. У него появилась новая идея — создать сокрушительное инструментальное трио, пригласив в компанию музыкантов группы Vanilla Fudge: барабанщика Кармина Эпписа и басиста Тима Богерта. Но этим планам не суждено было осуществиться: помешала автокатастрофа, надолго оторвавшая музыканта от работы. А когда в 1971 году он вернулся в строй, Эппис и Богерт уже играли в группе Cactus.
  • Джеффу ничего не оставалось, как создать новую инкарнацию Jeff Beck Group. В этой затее принимали участие клавишник Макс Миддлтон, ударник Кози Пауэлл, басист Клайв Шаман и вокалист Бобби Тенч. Заново реконструированные Jeff Beck Group записали две пластинки: Rough and Ready и The Jeff Beck Group. Ни один из релизов не произвел сильного впечатления на меломанов. На критиков тоже. Остыл к этому проекту и сам лидер команды.
  • В 1972 году приказала долго жить группа Cactus. Богерт и Эппис вместе с Беком наконец организовали то самое мощное трио, о котором думали еще несколько лет назад. Однако гора родила мышь. Единственный студийный альбом троицы Shapes of Things подвергся единодушной критике, причем повсеместно. Слишком гладкие аранжировки и откровенно слабый вокал заслуживали справедливых нареканий. В 1973 году, успев выпустить в Японии единственный концертный альбом, трио расформировалось.
  • После краха очередного своего предприятия Джефф Бек полтора года вел тихую, почти затворническую жизнь, которую прервал не в пример громким релизом — альбомом 1975 года Blow by Blow. Инструментальный диск в стиле джаз-фьюжн, рожденный под опекой продюсера Джорджа Мартина, получил очень сильные рецензии.
  • Над новым лонгплеем Бек колдовал в компании Жана Хаммера, бывшего клавишника Mahavishnu Orchestra. Из старой гвардии присоединился к нему только композитор и клавишник Макс Миддлтон, который предоставил для альбома две оригинальных композиции. Два довольно сильных номера они написали в соавторстве, а также сделали изобретательные аранжировки She’s a Woman The Beatles и двух вещей Стиви Уандера. Альбом Blow By Blow остается одним из авторитетнейших канонов инструментальной рок-музыки.
-3
  • Следующая пластинка Wired вышла в 1976 году и сопровождалась туром, в который Джефф Бек отправился на правах хэдлайнера вместе с группой Хаммера. Тур задокументирован на альбоме 1977 года Jeff Beck with the Jan Hammer Group — Live.
  • Утомленный гастролями, по возвращении в Лондон музыкант хранил молчание больше трех лет. Пауза была прервана в 1980 году с выходом альбома There and Back, который создавался при поддержке коллег по туру Jan Hammer Group.
  • По традиции растягивая отдых между релизами, на этот раз Бек выдержал паузу в пять лет. И вернулся, конечно, не с пустыми руками, а с новым диском Flash, продюсирование которого доверил Найлу Роджерсу. Альбом стал кульминационной точкой в коммерческой карьере гитариста. Вовсю флиртуя с поп-роком, Бек обратился за помощью к самым разным вокалистам, чем привлек небывалое внимание меломанов. На звание хит-сингла тянула только одна композиция — People Get Ready, которую исполнил Род Стюарт. Однако фавориты у рядовых слушателей и профессионалов оказались разными — организаторы церемонии Grammy наградили другой трек — Escape как лучший образец инструментального рока.
  • Самым значительным событием 1987 года стала для Бека запись партии лид-гитары для второго сольного альбома Мика Джаггера Primitive Cool. А между диском Flash и новой студийной попыткой снова пролегли долгие годы.
  • Лонгплей с замысловатым названием Guitar Shop with Terry Bozzio and Tony Hymas Джефф Бек представил в 1989 году. Фантастическая слайд-гитара Бека с ловкостью управлялась как с хард-роком, так с блюзом и реггей. Публика отреагировала на релиз довольно вяло, а вот критики рассыпались в комплиментах. Не остались равнодушными и устроители Grammy. С церемонии музыкант снова ушел победителем как лучший исполнитель инструментального рока. В новом турне его компаньоном становится гитарист Стив Рэй Воэн. А на смену гастрольной лихорадке приходит период затишья.
  • В 1992 году музыкант участвует в записи камбэка Роджера Уотерса Amused to Death. А через год представляет лонг-плей Crazy Legs, трибьют Джину Винсенту и его лид-гитаристу Клиффу Гэллапу, записанный с группой Big Town Playboys.
-4
  • Чем более опытным и зрелым музыкантом становился Джефф Бек, тем реже радовал своих поклонников новыми записями. В 90-е годы его страсть к автомобилям достигает маниакальной остроты, он отдает им почти все свободное время. Но это не значит, что его гитара пылится где-то в углу. Как минимум два часа игры — обязательный пункт в его ежедневном расписании.
  • В 1995 году Джефф Бек сопровождал Карлоса Сантану в его концертном туре и, обрадованный по-прежнему восторженным отношением фанов, обещал им вскоре вернуться с новым материалом. Он планировал поработать в студии с бэк-группой Сантаны, но этим планам не суждено было осуществиться. Только в 1999 году музыкант подготовил альбом нового материала Who Else!, на котором впервые поэкспериментировал с электронными звуками и новейшими технологиями звукозаписи.
  • После на редкость короткой, всего двухгодичной, паузы вышла новая запись You Had It Coming, продолжившая опыты с электронным саундом. В рамках промо-кампании, объезжая с живыми шоу Европу и Америку, Джефф Бек дал волю ностальгическим ноткам. Его концертная программа называлась «Jeff Beck: From the Yardbirds to the Future». Исполнять новейшие композиции и старые вещи из репертуара Yardbirds музыканту помогали как юные герои британской сцены White Stripes, так и именитые ветераны рока: бывший басист и вокалист Pink Floyd Роджер Уотерс, лид-вокалист Bad Company Пол Роджерс и гитарист Mahavishnu Orchestra Джон Маклафлин.
  • После на редкость короткой, всего двухгодичной, паузы вышла новая запись You Had It Coming, продолжившая опыты с электронным саундом. В рамках промо-кампании, объезжая с живыми шоу Европу и Америку, Джефф Бек дал волю ностальгическим ноткам. Его концертная программа называлась «Jeff Beck: From the Yardbirds to the Future». Исполнять новейшие композиции и старые вещи из репертуара Yardbirds музыканту помогали как юные герои британской сцены White Stripes, так и именитые ветераны рока: бывший басист и вокалист Pink Floyd Роджер Уотерс, лид-вокалист Bad Company Пол Роджерс и гитарист Mahavishnu Orchestra Джон Маклафлин.
  • Все премии и награды Джеффа Бека — только слабое эхо того чуда, которое происходит каждый раз, когда музыкант берет свою шестиструнную гитару. Если по техническим параметрам (скорость, эффектность и так далее) у него найдется немало достойных конкурентов, то в том, что касается искусства фразировки, он намного опередил лучших из лучших. Кажется, он один знает секрет безошибочной дозировки сумасшедшего веселья, сокрушительной агрессии и невыносимой нежности.

Автор: Валентин Матюшин

Читайте также:

---------------------

Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт