На экраны выкатилась уже девятая часть «Форсажа» — франшиза с привкусом машинного масла и суровыми пацанскими цитатами не думает останавливаться. Как разобраться в запутанной и бесконечной серии? В школе мы читали краткие пересказы «Войны и мира» для уроков литературы, а теперь таким же методом готовимся к походу на новую часть автомобильной саги. «Люмос» пересказывает историю «Форсажа», а заодно вспоминает самые броские цитаты Вина Дизеля и его компании.
«Форсаж» (2001)
Лихой коп Брайан О’Коннер (Пол Уокер) получил задание: нужно узнать, кто грабит грузовики с бытовой техникой. Он внедряется в банду Доминика Торетто (Вин Дизель), главного автомобильного заправилы на районе. Но потом Брайан влюбляется в младшую сестру Торетто, Мию (Джордана Брюстер). Да и вообще новые друзья из банды оказываются хорошими парнями. Так что начинается борьба между долгом и чувствами. Вдруг на горизонте объявляется карикатурная китайская банда под предводительством Джонни Трана (Рик Юн). Злодеи ездят не только на машинах, но и на мотоциклах (не true для настоящих гонщиков), а еще любят пытать людей горящим бензином и носить штаны из змеиной кожи. В финале О’Коннер помогает Торетто победить китайцев и уйти от уголовной ответственности — харизма лысого угонщика оказывается сильнее полицейского значка.
Но все эти сюжетные перипетии второстепенны. На экране правит дух нулевых. Большая часть «Форсажа» состоит из классических гоночных дуэлей в формате «Need for Speed» — безнадежно и очаровательно устаревших, если смотреть на них из 2021-го. Мужики в джинсах меряются баллонами с закисью азота, на саундтреке — Limp Bizkit, Ja Rule и Ashanti, секс-символ Пол Уокер трясет мелированными кудрями, а Вин Дизель — ну это Вин Дизель. Но самое главное, в первом же фильме мелькает символ франшизы, безальтернативный объект почитания Доминика Торетто — пиво «Корона».
Избранные цитаты:
«— Он на меня наехал!
— Это я на тебя наезжаю!»
«Неважно, как ты стоишь рядом с тачкой, — главное, как ты на ней ездишь, усек?!»
«У него вместо крови — ртуть, а вместо мозгов — бензин. Не расслабляйся с ним».
«Двойной форсаж» (2003)
После событий первой части проходит несколько лет. Экс-коп Брайан О’Коннер зарабатывает уличными гонками. Но бывшие коллеги шантажом заставляют поработать на них: нужно втереться в доверие к местному мафиози и поймать его при перевозке крупной суммы. Почему это должен делать конкретно О’Коннер — непонятно. Видимо, статус крутого нелегального гонщика открывает именно такие перспективы. Главному герою помогает друг детства Роман Пирс (Тайриз Гибсон) — взамен полиция обещает простить незадачливому дуэту криминальные грешки. А еще с героями знакомится агентка под прикрытием Моника Фуэнтес (Ева Мендес). Больше тут добавить нечего: после череды гонок хорошие ребята одолевают бандита и уходят с чистым прошлым, респектом и деньгами.
Место действия переносится в Майами — город еще более пляжный, чем Лос-Анджелес. Вместе с этим меняется и дресс-код: Пол Уокер теперь рассекает в мешковатой футболке и шортах в лучших традициях школьников нулевых. Концентрация маек при этом, как ни странно, снижается — возможно, дело в отсутствии бицепсов Вина Дизеля. Увы, без лысого талисмана франшизы, его харизмы и навязчивых упоминаний пива «Корона», фильм заметно проседает. Но тут есть свои примечательные сцены: издевательства над машинами копов, катапультирование из тачки на полном ходу, пытки крысой через раскаленное ведро и приземление машины на плывущий на полном ходу катер. И все-таки без Торетто семья — не семья.
Избранные цитаты:
«— Роману Пирсу пора бы научиться ответственности.
— А тебе пора бы в задницу».
«— Думаешь, разобьемся?
— Я еще не решила».
«Деньги — блажь и мираж, я захожу на вираж, как на абордаж, а ты вышел в тираж. Считай, ты продул свой гараж!» (чудеса отечественной локализации)
«Тройной форсаж: Токийский дрифт» (2006)
Спин-офф серии без привычных персонажей. Главный герой — неблагополучный школьник Шон (Лукас Блэк), который очень любит нарушать ПДД. Его выходки выводят всех из себя, поэтому мать отправляет его подальше — к отцу в Японию. Там юный гонщик сразу же ввязывается в спор с племянником местного якудзы. Но есть проблема: Шон настолько фанатеет от машин, что не знает ничего о дрифте. Он бесславно проигрывает мастеровитому конкуренту и оказывается должником местного харизматичного криминального элемента Хана (Сон Кан). Шону приходится спасать свою жизнь. Он занимается нелепым рэкетом и даже конструирует машину-франкенштейна (хоть какое-то уважение к обломкам автотранспорта!). И, конечно, учится дрифту, чтобы отомстить в финале. Кстати, в эпизодической роли появляется Кэйити Цутия, король дрифта в реальной жизни.
В «Тройном форсаже» нет вообще никаких героев из предыдущих частей, за исключением небольшого приятного камео. Лукас Блэк не тянет на роль секс-символа Пола Уокера, чего говорить о маскулинном Вине Дизеле, — так что проблемам его совсем уж картонного героя сопереживать трудно. Радуют только Хан и его восточные мудрости («Выбирай путь и иди без оглядки», «Почувствуй машину»). Хотя неоновый Токио с кричащими игровыми автоматами и классическими дедушками-якудза — чертовски красивое место.
Избранные цитаты:
«Я парень, у меня тачки в ДНК заложены».
«— Есть такая картина, где еще все время женщина улыбается…
— Мона Лиза!
— Да! Так вот, эта машина — Мона Лиза дрифт-гонок».
«А чего ты ждал? Ты не просто поиграть с огнем решил, но и спички в бензине намочил».
«Форсаж 4» (2009)
Долгожданное возвращение к корням. Действие разворачивается после событий первых двух частей. Брайан О’Коннер и Доминик Торетто наконец снова встречаются в одном фильме. Доминик продолжает скрываться от закона и промышлять гоночными налетами, но гибель его девушки Летти (Мишель Родригес) заставляет Торетто вернуться в Лос-Анджелес, чтобы покарать виновного. В это же время Брайан (снова коп!) вместе с коллегами выходит на след крупного наркобарона.
Пути друзей пересекутся — ведь, конечно, им нужен один и тот же человек. Брайан и Доминик дежурно разобьют друг другу лица и примутся за дело. В финале наркобарона арестуют, а его злобного помощника убьет Доминик. За это Торетто получит 25 лет тюрьмы строгого режима без права на досрочное освобождение. О’Коннер снова плюнет на свой коповский статус и начнет готовить приятелю побег.
Четвертая часть оказывается неожиданно костюмированной и спокойной на фоне предыдущих. Пол Уокер избавился от блондинистых кудрей, и немалую долю фильма расхаживает в костюме, будто Джеймс Бонд. А Вина Дизеля заставили надеть футболку — возможно, под ней все та же белая майка, но все же! Чистых гонок в фильме тоже неожиданно мало, сценаристы сделали упор на драматичность и диалоги. С учетом тематики серии вышло очень специфично: фанаты гоночного драйва откровенно скучали, зато у любителей пацанских цитат случился настоящий праздник (см. ниже). Бонусом прилагается Жизель (героиня еще-не-чудо-женщины Галь Гадот), которая весь фильм пытается добиться сердца Доминика Торетто. Он же игнорирует ее с поистине впечатляющим равнодушием.
Избранные цитаты:
«Реальный водила обязан знать, что в тачке».
«На 20% — ангел, на 80% — дьявол. И очень земная. Не истерит, когда под ногтями черно от мазута». [Доминик Торетто о своей идеальной девушке]
«Не знаю, как другие водилы, но если я вижу сзади мигалку, жму на газ сильней».
«Форсаж 5» (2011)
Брайан вместе с Мией помогает Доминику сбежать во время транспортировки в тюрьму — естественно, побег нужно организовывать прямо на дороге. В итоге все трое оказываются в федеральном розыске и сбегают в Бразилию. Там они ввязываются в будто бы несложную авантюру с местной мафией — надо провернуть автоограбление поезда. Но в процессе возникает конфликт с бандитами: команда Торетто наживает нового врага в лице криминального авторитета Рейеса (Жоаким ди Алмейда), самого могущественного человека в Рио-де-Жанейро. Плюс банда достаточно пошумела, чтобы на ее поиски отправили самого Дуэйна Скалу Джонсона в облике специального агента Хоббса (первое, но далеко не последнее его появление во франшизе).
А дальше начинается натуральная «Миссия невыполнима». Банда Торетто планирует грандиозное ограбление банка и собирает интернациональную команду — Романа из второй части, Хана из третьей, Жизель и ряд других старых знакомых. Даже грозный Хоббс становится на время членом банды, а в финале дает им сутки на побег.
Именно в этом фильме «Форсаж» приобретает совсем гротескно-эпический масштаб. Никаких криминальных гонок — это зрелищный и нарочито безмозглый блокбастер. Здесь на автомобиле таранят поезд, а еще уничтожают половину Рио-де-Жанейро гигантским сейфом, который привязан к машинам стальными тросами.
Избранные цитаты:
«Это уже не “Миссия невыполнима”, а “Миссия не-мать-его-вменяема”!»
«— Два против одного, что ты взорвешь не ту трубу.
— Че ты всю дорогу один негатив несешь?
— Я тебе позитивно заявляю, что ты напортачишь».
«— Хоббс — как Ветхий Завет: кровь, пули и гнев Божий — вот его стиль!
— Черт! Дело и без того непростое, а тут еще ковбой-старообрядец на нашу задницу!» (русский дубляж, он такой)
«Форсаж 6» (2013)
После бразильских приключений агент Хоббс осознает крутость семьи Торетто и входит во вкус. Миру угрожают международные террористы во главе с Оуэном Шоу (Люк Эванс), поэтому герой Скалы приглашает старых знакомых помочь ему в обмен на помилование. Но это не все! Летти, которую убили в четвертой части, жива, но потеряла память, и теперь работает вместе с пресловутыми террористами. Поэтому Доминик Торетто как главный ценитель семейных ценностей должен найти и перевоспитать свою бывшую девушку. Конечно, команда справится, но не без потерь — героиня Галь Гадот погибнет, поэтому депрессивный Хан уедет в Токио, где будут происходить события третьей части (да, хронология франшизы иногда выдает крутые виражи). Увы, место персонажа, который будет непрерывно поедать снеки, после этой трагедии останется в «Форсаже» вакантным.
Шестая часть пытается переплюнуть предыдущую — она еще более безумная, гротескная и масштабная. Раньше все происходило в рамках одного города, а теперь оперативно переправиться из Москвы в Испанию — вообще не проблема. Борьба с поездами и гонки с грузовиками? Пфф! Теперь есть сражения с танком (террорист попался непростой) и спринт вровень с самолетом. Законы физики становятся все причудливее: в один момент Вин Дизель после столкновения машин ловит в воздухе Мишель Родригес и меняет траекторию, чтобы безболезненно приземлиться. А в другой сцене он и вовсе таранит боевика своим каменным лбом (тоже в воздухе!). Кстати, Дизель с четвертого фильма не просто главный герой, но и продюсер франшизы. Так что просто отключаем мозги и наслаждаемся зрелищем!
Избранные цитаты:
«— Из тебя выйдет отличный папаша.
— Почему ты так уверен?
— Потому что иначе я тебя отхреначу лично».
«Если по тебе женщина начинает палить — это верный знак, что к ней лучше не подкатывать».
«Нельзя отворачиваться от семьи, даже если она отвернулась от тебя».
«Форсаж 7» (2015)
Санта-Барбара продолжается. Во франшизу влетает великий и ужасный Джейсон Стэйтем в роли Декарда Шоу (да, это старший брат злодея из прошлого фильма!). Он очень зол из-за коматозного состояния Оуэна и мстит тореттовцам — убивает Хана, взрывает дом Брайана, даже скалообразный Хоббс еле уносит от него ноги. Банду Вина Дизеля навещает таинственный спецагент (Курт Рассел) и предлагает использовать некое изобретение «Глаз Бога» — кошмар всех конспирологов, позволяющий отследить любого человека в любой точке мира. Банда соглашается и, спустя три четверти фильма — безостановочных драк, погонь, взрывов и новых рекордов в абсурдной физике, — побеждает. Злодей погибает, Шоу сажают в тюрьму, а Брайан наконец-то делает окончательный выбор в пользу семейной жизни и прощается с командой.
Седьмую часть снял известный хоррор-мейкер Джеймс Ван («Пила», «Астрал», «Заклятие»). Он сумел взбодрить франшизу и одновременно продолжить все ее начинания. Тут есть флешбэки (дань уважения предыдущим фильмам), локальные шутки для фанатов и поддержание генеральной линии последних серий (еще больше безумного экшена!). Пожалуй, это первый «Форсаж», в котором самоирония уместно сочетается с действительно впечатляющими боевыми сценами.
Новые грани абсурдного экшена — прыжок с парашютом на машине в горно-лесистой зоне, рыцарская дуэль на гигантских разводных ключах, таран небоскребов (!), дрона (!!) и вертолета в полете (!!!). Кроме того, Джеймс Ван максимально приблизился к изобретению вечного двигателя: он свел в одном кадре дерущихся Дизеля и Стэйтема, которые безуспешно пытались сделать что-нибудь друг с другом на протяжении 15 минут. Если бы не вмешательство второстепенного злодея, они наверняка все еще дрались бы.
Но для фанатов все это затмила безвременная кончина актера Пола Уокера, который разбился в автомобильной аварии. Концовка фильма содержит легендарную сцену прощания Доминика с Брайаном и многочисленные флешбэки — дальше «Форсажу» невольно пришлось идти без постоянного героя. Цинично, но смерть Уокера помогла рекордным сборам «семерки» (1,5 млрд долларов, девятое место в истории). А успех мотивировал серию двигаться дальше.
Избранные цитаты:
«Летти: Ты привел кавалерию?
Хоббс: Женщина, я и есть кавалерия!»
«В уличных драках всегда побеждает улица».
«Форсаж 8» (2017)
Беззаботную жизнь Доминика Торетто нарушает таинственная хакерша Сайфер (Шарлиз Терон). Она шантажирует героя и вынуждает его пойти против своей команды (и заодно против всей сценарной логики персонажа). Вместо Торетто к банде присоединяется Шоу — экс главный враг становится частью семьи. Но, как известно, главное для Доминика — пиво «Корона» семья. Единственная причина, по которой он идет против своих, — малолетний сын в заложниках у злодеев. Как только классическая команда обломает Сайфер возможности для шантажа, герой вернется в привычном амплуа.
Кажется, продюсера Вина Дизеля в какой-то момент увлекла тема киберпреступлений — снова в «Форсаже» ей отведена главная роль (очень далекая от реалистичности). Стиль франшизы давно сформировался, и после пиковой седьмой части продолжению сложно чем-то удивить зрителя. Даже если машины врезаются в подводные лодки, а Скала корректирует направление торпед на ходу руками.
Главное изменение «восьмерки» — усиленный акцент на юмор. Брутальные Хоббс и Шоу становятся героями комедийного семейного кино — здоровяками-балагурами. Изобретательный абсурд выдыхается, но кто знает, чем еще удивят сценаристы. Пока банда Торетто еще не летала на машинах в космос — возможно, стоит позвать в следующие фильмы Илона Маска (это на момент написания текста! Ведь в новом, девятом «Форсаже» герои все-таки в космос попали! — прим. «Люмоса»). Так или иначе, зрители продолжают платить за подобное зрелище — фильм не побил рекорд, но все равно перевалил по сборам за миллиард долларов.
Избранные цитаты:
«— Торетто знает, где его найти, у него есть эта штука, называется «Задница Дьявола».
— Это «Глаз Бога».
— Да какая разница!»
«Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019)
Корпорация «Этеон» хочет очистить человечество от «неполноценных» с помощью специально разработанного вируса. Ее планы срываются, когда вирус похищает агентка МИ-6 Хэтти (Ванесса Кирби). Хоббса направляют на это дело в качестве крутого полицейского — разобраться с вирусом и найти похитительницу. Нюанс в том, что Хэтти — сестра Декарда Шоу (сколько еще у Стэйтема опасных родственников?!), поэтому он тоже заинтересован в ее поисках. Двум коллегам поневоле предстоит объединить усилия, чтобы избавить мир от вируса и победить ГМО-посланца могучей корпорации — Брикстона (Идрис Эльба). Кстати, он старый знакомый Шоу.
Этот спин-офф создан для тех, кто мечтал увидеть сварливо-комедийные перепалки героев Скалы и Стэйтема из «Форсажа 8». Сценаристы явно подумали, что растянуть подобные сцены на полноценный фильм будет весело. Получилось так себе, зато этот фильм гораздо больше похож на классический боевик, чем номерные части франшизы. Увы, колкие шуточки героев настолько избыточны, что воспринимать их неловко даже тем, у кого с иронией все в порядке. Милые бранятся — только тешатся. Станет ли это ответвление самостоятельным — пока неясно, хотя задел на сиквел есть. Но все-таки на примере «Хоббса и Шоу» становится очевидно — без тачек, Вина Дизеля и пива «Корона» очень скучно.
Избранные цитаты:
«Брикстон (поясняя свою мотивацию): Если мы выполним план «Этеона», весь мир будет спасен!
Хоббс: Мир геноцида!
Брикстон (ворчливо): Геноцид-хреноцид…»
Текст: Виктор Непша