Почему законы и соглашения такие запутанные и непонятные? Из-за чего приходится судиться с союзом работодателей? В чем опасность обязательных льгот и гарантий, и зачем работодателям «жёлтые» профсоюзы? С профсоюзными лидерами Тольятти встретился заместитель председателя профсоюза химиков России Андрей Коваленко, посетивший наш город с рабочим визитом. Во встрече участвовали представители ТОАЗа.
На круглый стол с химиками – профсоюзными лидерами предприятий Самарской области приехал не только Коваленко, но и коллеги из других регионов. Своим опытом делились глава отделения Росхимпрофсоюза в Республике Татарстан Алексей Ильин и председатель объединенной первичной организации «ФосАгро-Апатит» (в нее входят предприятия в Череповце, Кировске, Балаково и Волхове) Алексей Игумнов, юрисконсульт Росхимпрофсоюза Оксана Харитонова. Встреча проходила в зале конференций на базе отдыха КуйбышевАзота «Подснежник».
Закон написан
Андрей Коваленко рассказал, что на общероссийском уровне одна из ключевых задач профсоюз – нормотворчество. Начиная от изменений в трудовой кодекс и заканчивая нормативными актами министерств и ведомств.
В России действует трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В нее входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. Каждая сторона старается лоббировать выгодные для себя решения. Именно поэтому не бывает красиво написанных и понятных нормативных актов.
– Раньше тоже не понимал, почему нельзя написать всё просто, пока сам не столкнулся с этими процессами, – говорит Андрей Олегович. – Чтобы что-то включить в нормативный правовой акт, приходится писать такие формулировки, которые и твою выгоду обозначат, и ты не нарвешься на явный отпор противоположных сторон.
Гость из Москвы привел последний пример. Изменились правила прохождения медосмотров. Сегодня из-за новых формулировок в законе начинается разночтение. Профсоюз за здоровье работников, поэтому настаивает на том, чтобы медосмотр проходили все работники предприятий, где есть вредные условия. Союз работодателей, конечно, тоже, но уверяет: медосмотры нужны только конкретным профессиям с вредными условиями труда. Третья сторона – государство – пока так и не приняло чью-то сторону. Поэтому велика вероятность судебных разбирательств.
Мощное крыло профсоюза – правозащитная деятельность. Сегодня она гораздо шире, чем просто защита трудовых прав.
– У нас большая судебная практика по взысканию задолженностей. Дополнительно нам в нагрузку перешли истории с банкротствами банков, когда это касается работников. В любом случае, в сфере защиты трудовых прав у профсоюза нет конкурентов на рынке юридических услуг. На нашей стороне колоссальный опыт и судебная практика. В подавляющем большинстве разбирательства заканчиваются в нашу пользу, – подчеркнул Коваленко.
Бонусы нужно индексировать
У химиков есть своё, двухсторонне соглашение между Росхимпрофсоюзом и Российским союзом химиков. Из такого сотрудничества родилось Отраслевое тарифное соглашение (ОТС). Если говорить просто, то ОТС – это нечто вроде коллективного договора, только для всех химических предприятий. Точнее, это база льгот, гарантий и договоренностей. На каждом отдельном предприятии может быть свой коллективный договор. Работодатель может предоставить бонусы сверх того, что прописано в ОТС, но меньше – нет.
– Очень важный документ и очень сложно дающийся Росхимпрофсоюзу. В химической отрасли хорошее социальное партнерство у профсоюза и работодателей. Но это не значит, что последние готовы соглашаться на все наши предложения, – уверяет Коваленко.
В январе 2022 году ОТС химиков России будет пролонгирован. И это определенная победа. Коваленко поделился, что внутри союза работодателей были разговоры о больших убытках из-за пандемии и необходимости «урезать» затраты на «социалку». Росхимпрофсоюзу удалось убедить работодателя в обратном и отстоять систему льгот и гарантий на прежнем уровне.
Говорили на круглом столе и о том, что льготы нужно индексировать. Если бонус в колдоговоре равен конкретной сумме, то через условные три-пять лет стоимость такой льготы сильно упадет в цене. Именно поэтому в ОТС стараются все льготы привязать к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который каждый год растет вместе с официальной инфляцией. Алексей Ильин привел в пример компанию «КазаньОргСинтез», где все выплаты по коллективному договору как раз привязаны к МРОТ.
Когда льготы опасны
На круглом столе обсуждали, как лучше для профсоюза: когда бонусы коллективного договора распространяются только на членов профсоюза или же на всех работников. С одной стороны, профсоюз работает в этом направлении на всех уровнях, начиная от законотворчества в пользу работников и подписания отраслевого тарифного соглашения, и заканчивая переговорами с работодателем на уровне «первичек». Кажется справедливым, что те льготы и гарантии, которых удалось добиться профсоюзу, должны распространяться конкретно на его членов. С другой стороны, бонусы предоставляет работодатель. А ему важно иметь удовлетворенность всего рабочего коллектива.
Коваленко предостерег самарских коллег от поспешных решений. Он подчеркнул, что важно соблюдать баланс. Хорошо, когда удается согласовать как можно больше льгот, но и идти на конфликт с работодателем не нужно. Он рассказал, что есть несколько случаев, когда работодатель создавал на предприятии так называемый «желтый профсоюз», то есть полностью подконтрольный себе, если его не устраивала чрезмерная активность «первички». В итоге через короткое время рабочий коллектив оставался и без независимого профсоюза, и без дополнительных льгот.
Более того, Андрей Олегович рассказал, что даже льготы в отраслевое тарифное соглашение нужно лоббировать продуманно.
– В ОТС многие бонусы имеют рекомендательный характер, то есть не обязуют, а мотивируют работодателя их выполнять. Почему так? ОТС, как закон, распространяется на все химические компании. Только финансовые возможности у предприятий разные. Если все прописанные там льготы и гарантии будут носить обязательный характер, то некоторые компании могут просто не выдержать финансовой нагрузки.
А как у коллег?
Коллеги из Татарстана и Мурманской области поделились опытом. В этих регионах на некоторых предприятиях в коллективных договорах есть конкретные блоки льгот и гарантий, которые распространяются только на членов профсоюза. Либо между администрацией и профсоюзом заключают дополнительные соглашения, где прописаны бонусы для членов профсоюза.
– В моей практике были сложные переговоры с директором об индексации заработной платы, – делится своими проблемами Алексей Игумнов. – К общему решению прийти так и не удалось. Тогда я стал настаивать на подписании официального протокола разногласий с обоснованием своего решения обеими сторонами. После этого работодатель всё же пошел на уступки.
Коваленко добавил, что протокол разногласия дает основания вступить в коллективный трудовой спор.
Коваленко привел другой пример. На некоторых химпредприятиях России льготы колдоговора распространяются и на не членов профсоюза, но такие сотрудники должны уполномочить «первичку» вести переговоры от их имени, и добровольно отчислять на счёт профорганизации 1% от своей заработной платы.
Профсоюз под защитой… профсоюза
Профсоюз должен быть вертикально интегрирован. Это дает определенные возможности на местах. Не секрет, что администрация может найти рычаги влияния и давления на местную «первичку», когда стороны решают острые вопросы. В таких ситуациях подключаются региональные обкомы и даже центральный комитет профсоюза, и тогда работодатель общается на равных.
– Речь ведь не только о конфликтных ситуациях. Например, тот же центральный комитет Росхимпрофсоюза может дать мотивированное мнение, опираясь на общероссийский уровень, привести в пример коллег из других регионов. Часто администрация предприятия, получив новую информацию, начинает по-другому смотреть на вопрос, соглашается с мнением профсоюза, – рассказал Коваленко.
Предцехкома – лучший источник информации
Говорили о сложностях информационной работы профсоюзов. Представители местных «первичек» говорили, как доводить «острую» информацию до работников:
– Переговоры с работодателем далеко не всегда проходят гладко. Могут быть спорные моменты. И не всегда удается достигнуть договоренности. Случается, что результата нет вовсе. В официальном комментарии о таком не расскажешь, иначе будет прямой конфликт с работодателем, которому, естественно, не понравится вынесенный из избы сор. А из-за отсутствия информации работники начинают думать, что профсоюз ничего не делает. Страдает имидж, падает численность.
Коллеги сошлись во мнении, что лучший информационный источник – это председатель цехового комитета. В личной беседе он может подробно объяснить коллегам, что именно делает профсоюз в той или иной ситуации, с какими трудностями сталкивается.
P.S. В сентябре на Тольяттиазоте будет принят новый коллективный договор, и его наполнение – сбор идей, пожеланий, отзывов – уже идёт. Председатель профсоюза Ольга Севостьянова заручилась поддержкой заместителя председателя Росхимпрофсоюза Андрея Коваленко: центральный комитет представит в помощь нашей «первичке» важную информацию и документы для подготовки к колдоговорной комиссии.
Юрий Николаев для "Волжского химика"