Найти тему
Яндекс Практикум

Из радиоинженеров в Data-аналитики: как любовь к радиоэлектронике привела в Яндекс Практикум

Оглавление

Олег Юрьев окончил Московский университет связи и информатики и 8 лет проработал по профилю. Но решил сменить профессию: прошел курсы Яндекс Практикума и теперь работает с данными, консультируя промышленных гигантов. Он вдохновил жену тоже сменить профессию и перейти в IT. И похоже, пройденные курсы для ребят — не последние.

Как я решился стать аналитиком

Идея сменить специализацию зрела у меня три года. Область радио — затухающий бизнес. Я проработал в этой сфере восемь лет и понял это. Крупных и интересных проектов там сейчас мало.

В Data-аналитику я попал через Python. А питонистом стал, увлекшись радиоэлектроникой. Пришлось скрестить язык программ и железяк, чтобы реализовывать задуманные проекты.

Сначала я осваивал этот язык самостоятельно — проходил бесплатные курсы и решал прикладные задачи. Решение абстрактных задач интересовало меня гораздо меньше, для меня важно получить какой-то практический результат. Поэтому новые знания сразу применял в проектах по радиоэлектронике. Чтобы реализовать алгоритм, нужно было применить знания языка или найти решение в интернете. Так я сделал несколько проектов и понял, что мне нравится Python. Ещё мне нравилась статистика, поэтому решил попробовать себя в Data-аналитике.

Дальше стало понятно: чтобы качественно освоить профессию и структурировать разрозненные знания, нужны курсы. Сразу решил: это будет Яндекс. Первым делом прошел вводный курс и уже ничего другого не искал.

Технический бэкграунд мне пригодился в обучении на 550%. Но не так важен бэкграунд, как склад мышления. После окончания учёбы я стал ревьюером в Яндекс.Практикуме. Просматривая огромное количество работ студентов, начал замечать, что у одних есть способности к аналитике, а у других — нет. Ты либо понимаешь, как работать с данными и что из них нужно делать, либо нет. У меня сложилось мнение, что есть какое-то врожденное свойство, которое отвечает за эту способность. Но его можно развить, стоит только захотеть и приложить достаточно усилий.

Так случилось, что своим примером я заразил и супругу Анастасию. Она тоже пошла учиться в Практикум — на тестировщика. Настя уже написала дипломную работу и закочила обучение.

-2
«Мы с Олегом были одногруппниками в институте. Работали тоже в одной сфере. То место, где я работаю сейчас, не сулит профессионального роста. Поэтому хотелось сменить профессию на что-то более интересное и современное. Олег заразил меня личным примером. Я увидела, как у него горят глаза, как ему нравится общение с наставником и одногруппниками, и тоже захотела пойти учиться. Выбрала профессию инженера по тестированию QA».

Почему выбрал Яндекс.Практикум

Наставники — в Практикум я пошёл за ними. С нами работали «звёздные» преподаватели, и они не просто читали лекции. Эти люди проверяли проекты, отвечали на вопросы.

Например, наставник Алексей Макаров — автор самого крутого телеграм-канала про аналитику. Я на него подписан. И казалось, что он как звёздочка, которая где-то очень далеко. А тут я оказался рядом, мог задавать вопросы — это очень круто.

У меня за курс дважды менялся наставник, каждый постоянно давал обратную связь. Можно было общаться на разные темы, расспросить про опыт, даже просто поболтать. С поддержкой наставников ничего в учебе не было сложным или страшным.

Наставники всегда старались помочь решить проблемы. А их подход к студентам я бы назвал очень человечным: терпеливо объясняли, постоянно делились кейсами из жизни и работы — это было очень полезно. На тот момент аналогов курсов с наставничеством на рынке просто не было.

Супруга училась на курсах уже после меня и она тоже была в огромном восторге от наставников:

«Я думала, встречи будут проходить сухо и официозно, но нет, оказалось, что с ними даже можно просто поболтать. Неожиданным стало и то, что мы со многими наставниками поддерживаем связь уже по окончанию учебы».

Студенческое сообщество — во время учебы в Яндекс.Практикуме было море классного студенческого общения. У меня был оффлайн выпускной — проходил в главном офисе Яндекса. Нас выпускалось около 80 человек. Всех собрали, провели экскурсию, потом была официальная часть — выступали преподаватели, поздравляли, вручали дипломы. Те из преподавателей, кто не смог приехать — поздравили всех по видеосвязи. Впечатления остались невероятные.

Хотя уже больше года, как я закончил курс, с однокурсниками общаемся до сих пор. У нас образовалась компания — около 10 человек, которые очень близко сдружились. И общению не мешает, что мы из разных городов: в основном Москва, Питер, Екатеринбург, Нижний Новгород. В этом году мы собирались встретиться все вместе на нейтральной территории — думали про Казань, ведь в нее всем одинаково далеко добираться. Но пандемия помешала этот план реализовать.

Сложности

Тренажер. Так как наш поток был первым, тренажер тогда ещё был в стадии бета-тестирования. Поэтому иногда возникали проблемы: знаешь задачу, можешь её решить, но тренажер не принимает ответ. Приходилось подбирать решение, которое ему подойдет. Иногда вся когорта молилась на первопроходцев, которые первыми найдут баги тренажёра и всем о них сообщат. Сейчас таких проблем нет. Тренажер отладили и сейчас он работает почти идеально.

Онлайн-формат общения. Я очень общительный и люблю с людьми поговорить, но вначале мне было некомфортно общаться онлайн. На первых собраниях в Zoom чувствовал себя скованно, но довольно быстро привык к этому формату, сейчас для меня это не проблема.

Работа. Учебу приходилось совмещать с работой, поэтому учился я везде, как только появлялась возможность: в дороге на работу, вечерами в свободные часы, в выходные. Все свободное время отдавал Практикуму, выкраивал дни для спринтов.

Жене приходилось сложнее, ведь она сейчас в декрете с двумя детьми:

«Моя работа сейчас — маленькие дети. Совмещать учебу с ними было совсем криминально и невозможно. Поэтому все свободное время, которое проводила без них, шло на учебу. Во время диплома очень помог муж — просто забрал детей и этим дал возможность сделать проект».
-3

Указанные на лендинге Практикума 2 часа в день — средняя цифра. Часто я засиживался и до 5 часов в сутки. Сколько будет занимать учебный процесс, зависит от человека.

Как совмещать, зависит от рабочего графика. Мне работа позволяла 2–3 раза в неделю прямо на работе спокойно сделать проект. Но знаю, что есть люди, у которых так не получится. Для них единственный выход — рано с утра встать и заниматься, выделять время после работы и в выходные. Количество необходимого времени разнится и от курса к курсу: у Насти редко уходило на занятия больше 2 часов в день.

Проекты

Еще один фактор, который влияет на количество потраченного на учебу времени — насколько тебя увлекает сам процесс. У меня было два проекта, которые мне особенно понравились.

Один был очень сложный для меня — про бизнес-показатели. С бизнесом я никогда раньше не сталкивался, всё было новым, пришлось тяжело. Теорию приходилось конспектировать, чтобы лучше усвоить материал.

-4
-5

Второй проект был связан с автоматизацией. Нужно было сделать дашборд с помощью виртуальной машины: установить базу данных, создать таблицу, загрузить данные, сделать макет, потом создать дашборд по макету. Затем нужно было отправить ссылку, чтобы можно было потыкать и проверить, как дашборд работает. Это была очень интересная задача. В этом месте я многим ребятам помогал, задача оказалась трудной практически для всех. Но это немаловажная часть работы аналитика. Как сейчас отмечают однокурсники, это полезный навык и в текущей работе они периодически сталкиваются с похожими задачами.

-6

В ходе выпускного проекта выполняли задания разного рода, это была такая техническая компиляция задач по всему пройденному материалу. Основная задача касалась телекома, нужно было оценить эффективность тарифов различных операторов связи, проанализировать каким клиентам какой тариф выгоднее, выяснить, нужно ли добавить в линейку новые тарифные планы или изменить текущие. Ещё были задачи по SQL, AБ-тестированию, построению дашборда и дополнительная задача по машинному обучению.

Работать нужно было в команде, как это происходит в реальных рабочих проектах. Наставник выполнял роль тимлида, преподаватели — старших коллег. К тимлиду можно было обращаться только в крайних случаях, к коллегам — сколько угодно. Всё общение велось в Slack.

Чтобы точнее имитировать реальную работы, задачи к нам прилетали не сразу. Сначала дали основную задачу, ее нужно было разбить на подзадачи и отмечать прогресс по мере выполнения. Дальше в какой-то момент выдавались новые. Выполнять проект нужно было с помощью Яндекс Трекера. Это такой сервис для управления проектами и контроля выполнения задач.

По результатам начислялись баллы, и мы получали развернутую обратную связь от наставника, по коду, по выполнению задач. Это было очень круто, так как для нас создали максимально приближенные к реальности условия.

Сложность проекта для меня заключалась в том, что:

  • Работать приходилось в Яндекс Трекер. До дипломного проекта мы в нём не работали, это добавляло стресса.
  • Было мало опыта декомпозиции задач — приходилось подумать, как создать подзадачи.
  • Эффект случайности. Как и на работе, срочные задачи могли прилететь в любой момент.

Но я справился! На финальный спринт нам отводилось 3 недели, у меня ушло около 2,5. Этот опыт очень пригодился в будущей работе:

  • Остудил пыл хвататься за задачу целиком;
  • Научил обдумывать варианты и сложности;
  • Дал опыт взаимодействия с командой;
  • Научил планировать.

Для Анастасии открытием стал проект по тестированию мобильного приложения:

«Оказалось, что для корректного тестирования нужно много фантазии — приложение нужно протестировать со всех сторон. Аспектов оказалось очень много».

Как учиться эффективно: лайфхаки от Олега и Насти

Ничего не откладывать. У нас на курсе аналитики главный лайфхак — не откладывать начало спринта даже на пару дней. Ведь ты никогда не знаешь, что тебя ждет, насколько сложно будет и сколько времени в конечном итоге понадобится. В результате, будешь торопиться и не знать, за что хвататься.

Не равняться на других. Моя жена — перфекционист и сроки не затягивала, поэтому от нее лайфхак немного неожиданный: «Не читайте переписку одногруппников, пока у вас не возникнет вопрос. Иначе есть риск еще больше запутаться. А еще важно уметь абстрагироваться от чужих успехов или неудач. У каждого свой путь».

Трудиться. Многие думают, что если это Яндекс, в их головы вольют какие-то крутейшие знания. Но это не так: да, крутого материала будет очень много. Но чтобы усвоить его, придется хорошо потрудиться.

Не бояться просить о помощи. Ещё один совет от моей супруги, с которым я полностью соглашусь. Помощи будет много. Но чтобы тебе помогли — надо не стесняться о ней попросить: задавать вопросы наставнику, одногруппникам, если что-то не понял или не смог разобраться.

Что я узнал о профессии data-аналитика

Чтобы стать data-аналитиком, нужна усидчивость. Важно быть морально готовым не следовать по стандартному пути. Это очень важно. В аналитике необходимо постоянно смотреть на задачи с разных точек зрения, даже с тех, которые вас внутренне не устраивают. Если кому-то нравится делать что-то по четкой инструкции, то аналитика — точно не его путь. Потому что здесь нужно творчество, поиск новых подходов и инструментов. Иногда даже нужно делать эксперимент, не зная конечной цели.

Теперь я знаю, что аналитику можно применять в куче разных областей, которые могут вообще не пересекаться друг с другом. Ещё понял, что данные могут быть в очень разном виде. Это не обязательно цифры или код. Это могут быть изображения или даже список требований заказчика. До курсов мое представление было гораздо уже.

Разочаровало повсеместное применение Excel для аналитики. Хотя он и незаменим для некоторых задач, я его не люблю за неповоротливость. Но во многих компаниях он остается ключевым инструментом даже когда есть альтернатива — просто потому, что такая практика сложилась.

Как устроиться на работу

Я нашел работу довольно быстро. Мой доход вырос где-то на 15–20 %. Сейчас я работаю в компании «ПромПрогноз» — она оказывает консалтинговые услуги в промышленности. Задача аналитиков — решать боли заказчиков, связанные с углубленной аналитикой или с моделями машинного обучения в этой сфере. Например, мы прогнозируем, какими будут механические свойства сплава или как оптимизировать материалы, из которых потом сделают продукт.

Новая работа мне очень нравится: задачи интересные и постоянно меняются. Ведь производство даже одного и того же вида стали очень сильно разнится на каждом предприятии. Пока есть интерес и задор, к тому же работа сопряжена с инженерно-техническими моментами.

Вторая моя работа — ревьюер в Яндекс.Практикуме — мне тоже очень нравится. Я еще с университета люблю объяснять что-то другим. Когда есть любая возможность помочь людям, я готов за это взяться.

К тому же это отличная практика кода. Одно дело писать свой, другое дело проверять чужой. Видеть ошибки или, наоборот, более удачные подходы. Ещё это большая практика отработки непрямой коммуникации — ведь общаешься со студентом через документ. Важно понять, насколько сильный студент перед тобой, какой стиль коммуникации ему нужен.

Сейчас ситуация на рынке труда достаточно открытая: специалистов не хватает даже с учетом разнообразных курсов. Спрос огромный, и он только растет.

Работодатель сейчас гораздо более открыт к соискателям, которые приходят после курсов. Причина — уже есть успешный опыт работы с такими людьми. Это укрепляет репутацию сотрудников после курсов и открывает дорогу тем, кто придет после них. Рынок достаточно открыт даже к историям, когда человек полностью сменил специализацию на 180 градусов — например, был юристом, а стал data-аналитиком. Один из моих одногруппников устраивался на работу, а ему говорят: у нас уже работает два аналитика из Яндекс Практикума, значит, у вас хорошие знания тоже.

Могу дать всего один совет по трудоустройству: даже если вы ещё учитесь, но уже чувствуете, что сможете выполнить тестовое, начинайте рассылать резюме. Чем раньше, тем лучше. Пока вы будете ходить по собеседованиям, знания и опыт будут расти, а вместе с ними — уверенность в собственных силах.

После учебы в Яндекс.Практикуме становишься гораздо более открытым ко всему новому. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом: мне очень интересен Python и разработка на нём. Хочу стать аналитиком-разработчиком. Это довольно редкая история, но она мне очень близка. А Настя задумалась о фронтэнд-разработке. Чтобы реализовать задуманное, планируем снова пойти на курсы Практикума.

Хотите тоже стать Data-аналитиком? Пройдите первые 20 часов уроков в тренажере, чтобы оценить новую профессию. Вы тоже можете попробовать свои силы в Python-разработке или QA.