Найти тему
История и культура Евразии

Общие корни чувашей и татар

Чуваши являются тюркским народом, близким к современным казанским татарам не только языком, культурой и происхождением, но и общей историей.

Чува́ши (самоназвание — чăваш, мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года).
Чува́ши (самоназвание — чăваш, мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года).

Версии происхождения чувашского этноса

Финно-угорская:

Российские ученые Н.Карамзин и Н.Фирсов считали, что предки чувашей относились к финно-угорским племенам.

Славянская:

Российский историк Ю.Венелин считал, что гунны, авары, готты, франки были славянскими племенами. А значит и чуваши, являющиеся потомками гуннов славяне.

Ю́рий Ива́нович Вене́лин (настоящее имя — Георгий Гуца, лат. Georgius Hutza; 1802—1839) — российский и болгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.
Ю́рий Ива́нович Вене́лин (настоящее имя — Георгий Гуца, лат. Georgius Hutza; 1802—1839) — российский и болгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.

Буртаское:

Этнограф Василий Афанасьевич Сбоев в своём труде "Чуваши в бытовом историческом и религиозном отношенях: их происхожденіе" вывел чувашей из буртасов. Эту идею поддерживал российский этнограф Александр Фёдорович Риттих.

Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной - Википедия
Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной - Википедия

Булгарская:

Словацкий славист Павел Шафарик считал, что чуваши потомки булгар, имеющие генетическое родство с гуннами. Этой же версии придерживались советские тюрколог Николай Иванович Ашмарин и востоковед Василий Бартольд.

"Первые исторические известия о болгарах неразрывно связывают имя этого народа с именем гуннов" - считал Ашмарин

Монголо-татарское нашествие и чуваши

Также как и на булгар, огромное влияние на предков чувашей (кто бы они не были) оказало татаро-монгольское нашествие XIII века.

Тогда булгары (и предки чуваши) были рассеяны по огромной территории, спасаясь от монгол.

"того же году, пришли булгары на Русь и просили, чтобы им дать место. Князь великий Юрий вельми рад сему был и повелел их развести по городам около Волги и в другие" - летописные сведения за 1236 год

Переселялись булгары и на территории, сейчас населяемые чувашами. Здесь происходит этническое смешение булгар с предками чувашами.

  • "монгольское нашествие и и последующие за ним потрясения вызвали крупные сдвиги населения региона, вплоть до смены или существенного изменения этнических территорий практически всех финно-угорских и тюркских этносов региона. В процессе этих сдвигов и формирования новых или обновленных этнических территорий, новых комбинаций родоплеменных и локальных групп и складывались современные территориальные диалекты...." - выводы современных историков

Чувашский учёный Михаил Романович Федотов в своём труде "Чувашско-марийские языковые взаимосвязи" пишет:

"с уверенностью можно сказать о продолжительном проживании на территории северных районов современной Чувашии более или менее компактных марийских племен, которые в силу определенных демографических причин или покинули правобережные районы Волги, или постепенно растворились в среде пришлых булгарских племен, оставив о себе память в виде географических названий нетюрского происхождения"
Средненизовая этнографическая группа (анат енчи). Головной убор девушки «тухья».
Средненизовая этнографическая группа (анат енчи). Головной убор девушки «тухья».

Чуваши в составе Казанского ханства

С приходом татар первого казанского хана Улу-Мухаммеда происходит новая передвижка населения в среднем Поволжье. Пришлые татары оттесняют булгар, удмуртов и другие племена на чувашские земли.

  • "Археологические материалы свидетельствуют, что Волго-Сурское междуречье долгое время оставалось за пределами кипчакского воздействия. Особенно значительные группы булгар мигрировали сюда из-за Закамья во второй половине XIV века...."

Сами чуваши политически полностью подчинились казанским ханам. А те кто не хотел подчиняться уходили все дальше - в пределы Сибирского ханства.

Оставшиеся чуваши управлялись десятскими и сотенными старшинами, собиравшими ясак для ханов Казани.

Чуваши после присоединения Казанского ханства к Русскому царству

Чувашские поселения в основном располагались в пределах Чувашской даруги (около 200 селений). При этом в Казанском уезде в 1560-х годах было 882 двора ясачных чувашей и только 202 двора служивых татар.

Такая диспропорция говорит о том, что в состав чувашей скорее всего включили и ясачных татар.

По утверждению российского ученого Рифката Газизяновича Ахметьянова:

"как татарский, так и чувашский этносы окончательно сложились, видимо, в XV веке. При этом строительным материалом в обоих случаях послужили одни и те же элементы: булгары, кипчаки. финно-угры. Различия были лишь в пропорциях составляющих. В чувашском сохранились некоторые уникальные в системе тюркских языков особенности булгарского языка, и этот факт говорит о том, что в этногенезе чувашского народа булгарский элемент сыграл большую роль....Свидетельством, подтверждающим, что современная чувашская народность сложилась в основном к концу XV века, является факт появления и распространения этнонима чуваши в русских актах (1510) и летописях "1521)."
Ахметьянов Рифкат Газизянович родился 10 июля 1933 г. в деревне Новый Юрмаш  (теперь — Турбаслы) Иглинского района Республики Башкортостан. С 1960 г. Р.Г.Ахметьянов занимался изучением истории чувашского языка, чувашской проблемой. Результатом его исследований явились ряд статей и книга «Сравнительное исследование татарского­ и чувашского языков» (М., 1978).
Ахметьянов Рифкат Газизянович родился 10 июля 1933 г. в деревне Новый Юрмаш  (теперь — Турбаслы) Иглинского района Республики Башкортостан. С 1960 г. Р.Г.Ахметьянов занимался изучением истории чувашского языка, чувашской проблемой. Результатом его исследований явились ряд статей и книга «Сравнительное исследование татарского­ и чувашского языков» (М., 1978).

Оглавление цикла статей "История татар и сопредельных народов" на канале "История и культура Евразии"

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.