К старцу Паисию Святогорцу обратился один человек с таким простым или непростым вопросом:
- Геронда, почему человеку надо просить в молитве Бога о помощи, ведь Бог Вездесущ и вперед человека знает, что ему нужно?
- Да, Он Вездесущ — ответил старец Паисий — но Он хочет понять свободную волю, желание самого человека. Хочет увидеть, желает ли этого сам человек, чтобы Бог ему помог, и доверяет ли Богу.
По этой части святой Паисий высказал схожую мысль с другим подвижником благочестия — святым Максимом Исповедником, который замечает следующее: когда человек направляется к Богу по своей свободной воле, Бог помогает ему, видя что человек сам выбрал Бога в помощь. Мешать этому могут Богопротивление человека в виде разных помыслов и гномической (своевольной, безбожной) воли. (примеч. автора)
Но святой Паисий не завершил на этом свой ответ, а добавил вот что еще:
- Очень хорошо, когда мы просим не за себя, а за ближних. Бог видит страдание нашего ближнего и рад помочь, но важно, чтобы Его об этом попросили. И если человек просит за другого, ближнего, то Бог радуется тому. Ведь такой просьбой человек показывает исполнение заповеди Божьей о любви друг к другу. Но есть еще один момент….
- Какой, геронда?
- Если Бог поможет кому-то, о ком ни сам человек, ни ближние его не просили, то Дьявол выразит несогласие и скажет. "Почему Ты помогаешь ему и нарушаешь свободу человеческой воли? Он грешник и, значит, принадлежит мне". Великое духовное благородство Бога заключается в том, что Он свято учитывает свободу каждого. И потому, не допускает, чтобы Диавол выразил несогласие, на которое имеет право. Поэтому для того, чтобы вмешиваться, Бог хочет, чтобы мы просили Его об этом, проявив волю свою и доверие Ему. Он готов прийти на помощь сразу же, если это пойдет нам во благо.
- Спасибо, геронда. Очень понятный и важный для меня ответ.
- Еще одно скажу и завершу на этом.
- Да, геронда.
- Стоит помнить вот о чем главном. Единственное, что есть у человека - это расположение, та самая свободная воля, право выбора. ИБог помогает ему в соответствии с этим расположением, когда человек свободно выбирает Божье и Бога. Все блага, которые у нас имеются - это Божьи дары, которое не стоит приписывать себе. Глубокое смиренномудрие должно показать нам то, что наши дела - ничто, и наши добродетели есть один сплошной ряд из нулей...
(К слову сказать, святой Максим Исповедник, в «400 о Любви», говорит, что в человеке есть добродетели, свойственные ему от природы, и человек творит по ним доброе. Но святой Максим предупреждает, что не стоит превозноситься или тщеславится этими дарами. Помня, что они от Бога, стоит и применить их по-Божьему) (прим. автора).
Человеку надо стараться, делать и увеличивать прибавление к нулям нулей, но не забывать о том, чтобы просить у Христа ставить в начале каждого доброго ряда дел единицу, как некое Божье благословение. Так, через Христа, мы станем богатыми. Если же Христос не поставит Божественной единицы в начале нашего ряда добрых дел, то весь наш труд пойдет насмарку.
- Благодарю, геронда. Вы ответили на многие вопросы, что очень волновали меня. Спасибо.
- Будь смиренномудр и трудолюбив в духовной жизни, и храни тебя Христос —дал напутствие и благословил святой Паисий, а в душе помолился Богу за этого человека.