Найти в Дзене
Психолог об истории

"Что вы хотите, чтоб я сделал с вами?", - повторял Дали, как слабоумный в этот решающий для них обоих день.

"С каждой новой встречей мы как бы говорили себе: «Пора с этим покончить». Сидя на куче камней, Гала ела черный виноград. И становилась прекрасней с каждой ягодой.
Виноград таял, и тело Гала казалось мне созданным из мякоти белого муската. Завтра? Мы думали об этом непрерывно. Принося ей гроздья, я давал ей выбирать: белый или черный.
А в решающий день она оделась в белое и такое тонкое платье, что увидев ее .. я вздрогнул." Сальвадор Дали "Моя тайная жизнь".

Дали и, казалось бы Гала. Но нет, это модель Довима. Фотографируясь для рекламы браслета Дали "Фонтан Гераклита"в журнале Harper's Bazaar, Дали выбрал тот же тип женщины, как и Гала. 
  У Сальвадора Дали не было выбора кем стать. Он не был нормальным человеком, хладнокровно играющим фигляра. Он сам был кораблем, носимым по воле штормового ветра своей не-вполне-нормальности.
     Только встретив Галу, встретив такую же не очень нормальную женщину, только очень сильную и практичную, получив от нее удар "как пушечным ядром", Дали пришел в себя.
Дали и, казалось бы Гала. Но нет, это модель Довима. Фотографируясь для рекламы браслета Дали "Фонтан Гераклита"в журнале Harper's Bazaar, Дали выбрал тот же тип женщины, как и Гала. У Сальвадора Дали не было выбора кем стать. Он не был нормальным человеком, хладнокровно играющим фигляра. Он сам был кораблем, носимым по воле штормового ветра своей не-вполне-нормальности. Только встретив Галу, встретив такую же не очень нормальную женщину, только очень сильную и практичную, получив от нее удар "как пушечным ядром", Дали пришел в себя.

У Сальвадора Дали не было выбора кем стать. Он не был нормальным человеком, хладнокровно играющим фигляра. Он сам был кораблем, носимым по воле штормового ветра своей не-вполне-нормальности. Только встретив Галу, встретив такую же не очень нормальную женщину, только очень сильную и практичную, получив от нее удар "как пушечным ядром", Дали пришел в себ

Один из ранних его портретов. Мы публиковали его в одной из предыдущих статей о Дали. Но уж больно хорош. И нет этих чертовых усов. Зато виден взгляд.
Один из ранних его портретов. Мы публиковали его в одной из предыдущих статей о Дали. Но уж больно хорош. И нет этих чертовых усов. Зато виден взгляд.

Да-да, конечно, мгновенная любовь, увиденная им в окошке рыбацкой хижины летом 1929 года. Чужая жена, жена поэта Элюара в белом платье. Старше его на 10 лет, и есть что-то материнское во взгляде. И нестерпимо элегантное в пренебрежении к жизненным правилам. Мальчишеская спина и женственные ягодицы. И безапелляционность и нежность в одном флаконе. Да-да, все это. Но не только это. Этого было бы мало, чтоб прикипеть к ней сразу и на все 53 года до ее смерти.
Ведь он и писать не мог после похорон Галы. Все стало серым для художника. Серым. Для художника. Представляете? Лишится вкуса цвета. Но к этим похоронам в красном платье от Диор мы еще вернемся.

Да, конечно, это не юные тела молодых влюбленных на пляже перед "прыжком в любовную бездну". Это уже столько всего произошло. И любовники, и любовницы, и слава, и разочарования. 53 года вместе.
Да, конечно, это не юные тела молодых влюбленных на пляже перед "прыжком в любовную бездну". Это уже столько всего произошло. И любовники, и любовницы, и слава, и разочарования. 53 года вместе.

Так что же послужило пусковой кнопкой? Ведь она была не очень красива, как говорили современники. Да, сильная. Да, необычная, Да, харизма. Но мало ли таких. Но у нее была Тайна. И у Дали была Тайна. И их тайны совпали. И вот тогда-то на свет и появилась их пара, "одна голова с левым и правым полушарием", по словам Андре Бретона.
Какая тайна? Посмотрим...

"С момента знакомства "все мои планы, мысли и внимание были заняты Гала. Не в силах говорить с ней, я окружил ее тысячей мелких забот: принес ей подушки, подавал стакан воды.. Если бы я мог, я бы тысячу раз снимал и надевал ей туфли.

-4

Когда во время прогулки мне удавалось хотя бы на секунду прикоснуться к ее руке, все мои нервы трепетали и я слышал, как вокруг меня падают дождем зеленые плоды, как будто я не касался руки Гала, а до срока тряс неокрепшее пока деревце моего желания."
И с первого же дня знакомства Дали чувствует себя все более больным. Он напряжен все больше и больше. Почти девственник, избегающий вообще-то женщин, он не может отойти от Гала. Он не хочет любить. Но не может сопротивляться.
У него начинаются приступы неуместного смеха. Сначала они воспринимаются компанией приятелей, отдыхающими в его доме, как нечто невинно-экцентричное. Режиссер Бунюэль вздыхает. Художник Магритт завидует непосредственности.
Но вскоре Дали не может унять смешливых судорог до часу. "Мой смех не был «веселым», как у всех. Он не был скептическим или легкомысленным, но он был фанатизмом, катаклизмом, пропастью и страхом."

-5

Через месяц после первой встречи Дали хотел погладить Галу по руке. Но "мешала говорить ее кожа, такая близкая ко мне, такая естественная. Кроме болезненной красоты лица, в ней таилось еще немало элегантности." Он согнулся в припадке катастрофичного ужасающего хохота.
Гала не обиделась. Гала поняла правильно. Она внимательно посмотрела на Дали и сказала свое роковое: "Малыш, мы больше не расстанемся."
После этих слов вот уже почти два месяца они кружили вокруг друг друга, дрожа от предвосхищения соединения. «Это ужасно, – говорил я себе, – это ужасно! Ты провел жизнь, желая того, что появилось.. А сейчас, когда желанный миг приближается, ты умираешь от страха, Дали!» Приступы смеха и истерии обострялись".
И вот все уехали.
Гала и Дали остались одни. День проходил за днем, приближая день Х. Лето перетекло в сентябрь. Августовское небо наполнялось спелыми тучами. А они все еще не собрали "плоды своей страсти".
Дали кормил Галу виноградом. "Виноград таял, и тело Гала казалось мне созданным из мякоти белого муската. Завтра? Мы думали об этом непрерывно. Принося ей гроздья, я давал ей выбирать: белый или черный." Да, в начале статьи уже была эта выдержка из книги, написанной старым Дали. Но как красиво. И он давал ей выбирать "белое или черное".
Уехали Магритты. Уехал Бюнуэль. Упаковал чемоданы и уехал озадаченный муж Элюар. Позднее, кстати Дали, подарит ему картину. Взамен жены. Картина затем достанется их дочери Сесиль и будет продана за 22.4 млн долларов.

Картина "Поль Элюар", написанная тем летом. Ее можно было бы назвать и "Обманутый муж. В лице Элюара есть что-то от Наполеона, глядящего на горящую Москву. Все идет не так. И две фигурки в левой нижней части картины, не Дали с Гала ли это, убегающие в горы с куском сыра, вернее с любовью. На лбу поэта чья-то рука. Возможно, это рука Дали. Он успокаивает Поля. "Все будет хорошо". И правда. Элюар вскоре встретил другую женщину, которая его спасла и был с ней счастлив. Хотя нежные письма Гала он писал до самой своей ранней смерти.
Картина "Поль Элюар", написанная тем летом. Ее можно было бы назвать и "Обманутый муж. В лице Элюара есть что-то от Наполеона, глядящего на горящую Москву. Все идет не так. И две фигурки в левой нижней части картины, не Дали с Гала ли это, убегающие в горы с куском сыра, вернее с любовью. На лбу поэта чья-то рука. Возможно, это рука Дали. Он успокаивает Поля. "Все будет хорошо". И правда. Элюар вскоре встретил другую женщину, которая его спасла и был с ней счастлив. Хотя нежные письма Гала он писал до самой своей ранней смерти.

Они много гуляли.
"Долгие прогулки не могли усмирить наших подавленных и раздраженных чувств. Эти прогулки напоминали блуждания двух сумасшедших. Иногда я падал на землю и страстно целовал туфли Гала."
В решающий день Х Гала надела на прогулку то самое вышеупомянутое "решающее белое платье".
Они медленно шли среди оливковых посадок, ничего не говоря друг другу, во взаимном напряжении.
"У нас в горле стоял ком. Но мы не хотели плакать, мы хотели покончить с этим. У Гала был решительный вид. Я обнял ее: "Что вы хотите, чтобы я сделал?"
Дали описывает себя безжалостно комично: "Я не хотел упустить ни одной детали этого разоблачения, таращил глаза, чтобы лучше видеть, чтобы лучше чувствовать, как я умираю от желания.
Лицо Гала приобрело самое прекрасное выражение, какое только может быть у человека, и оно показало мне, что нас не спасет ничто. Мое эротическое влечение довело меня в этот миг до уровня слабоумия, и я повторил: Что-вы-хо-ти-те ...что-бы-я-сде-лал-с-ва-ми?"

-7

И вот тут, "жесткая, расчетливой и отчаянно стремящаяся вверх хищница", как именовали ее впоследствии газеты, та, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума, удивляет.

Одним точным выстрелом своего искреннего ответа она излечивает Дали от летних истерик и приговаривает Сальвадора быть рядом с ней навсегда. Читайте продолжение: Я люблю матери, больше отца, больше Пикассо и больше денег"
Читайте начало тут: "Натеревшись пометом козы, рыбьим клеем и лавандой, я ждал". Дали о встрече со своей Любовью.
Читайте также:
Гоголь и его страхи. Зачем он ездил к юродивому?
И :
Как выжил он, нырнувший без акваланга на 253 м в жерло подводного вулкана и .... заснувший на глубине? Фридайвер Герберт Ницш

-8