Найти тему
Shirin Melikova

Преодолевая время и расстояния. Тофик Джавадов – путь к славе

Очень люблю Музей современного искусства в Баку. Его экспозиция по своей насыщенности вызывает ощущение попадания в огромную художественную мастерскую, где все стены завешаны картинами, на подиумах выставлена мелкая пластика, за каждым поворотом тянутся к стеклянному потолку или свисают с него инсталляции, там и здесь расставлены скульптуры.

Музей современного искусства, Баку
Музей современного искусства, Баку

Голова кружится в этом круговороте шедевров азербайджанского изобразительного искусства в таком экспрессивном, эмоциональном танце и вдруг словно из-под земли вырастает лестница, ведущая в другое измерение – на второй этаж.

Музей современного искусства, Баку
Музей современного искусства, Баку

Я писала о творчестве многих художников, представленных в этом музее. Сегодня хотелось бы рассказать о судьбе одной работы, знаковой в истории азербайджанского изобразительного искусства – «Нефтяниках» (1956-1959) Тофика Джавадова, выдающегося азербайджанского художника XX века, опередившего свое время и предвосхитившего художественно-пластические искания советской живописи на рубеже 1950-1960-х годов. Это полотно поражает монументальностью, мощной энергетикой, пластической выразительностью, новаторством!

Тофик Джавадов. "Нефтяники", 1956-1959, Музей современного искусства, Баку
Тофик Джавадов. "Нефтяники", 1956-1959, Музей современного искусства, Баку

Даже у неподготовленного зрителя возникнут совершенно очевидные ассоциации с работами известных художников 1960-х годов и небезызвестным «суровым стилем». Но я не об этом. Судьба этого полотна повторила судьбу своего создателя. При жизни Джавадова не подпускали к выставочным площадкам. После смерти он был предан забвению на многие годы - как и это полотно, пролежавшее в безвестности в течение 50 лет. Тофик трагически погиб в возрасте 37 лет, и единственной выставкой художника стала посмертная, 9 октября 1963 года, на которую работа «Нефтяники» по определенным причинам не была допущена. Категорически! Стоял вопрос – снять работу и открыть выставку или открытие не состоится вовсе.

Тофик Джавадов
Тофик Джавадов

Многие годы огромная работа (2,5х3 м) не могла найти пристанища - ее передавали из рук в руки, хранили в мастерских, тесных квартирах, в здании мечети, в советское время использовавшемся под реставрационный центр. Оттуда работа, сложенная в несколько раз и почти совершенно утраченная, была выброшена на свалку с кучей разного хлама реставрационной мастерской. И только благодаря Саре Огуз Назировой, искусствоведу и писательнице, которая до конца своих дней была предана памяти художников-нонконформистов, работу буквально откопали из многослойных археологических пластов канувшей в Лету эпохи.

Съемки фильма "Шагнувшие за горизонт" в Музее современного искусства, посвященного жизни и творчеству художников-нонконформистов. Рассказчик Сара Назирова.
Съемки фильма "Шагнувшие за горизонт" в Музее современного искусства, посвященного жизни и творчеству художников-нонконформистов. Рассказчик Сара Назирова.

Помог в то время уже тяжело болеющей Саре художник Эльнур Бабаев, который приходится племянником Тофику Джавадову (семья, в которой одновременно жили и творили гении - Тофик Джавадов, его родной брат Джавад Мирджавадов и их двоюродный брат Расим Бабаев, отец Эльнура). Эльнур принес «Нефтяников» в мастерскую своего отца, натянул на подрамник. Холст был в страшном состоянии, глубокие шрамы от долгого хранения в сложенном виде привели к осыпи красочного слоя, сколам и без того плохо сцепляемой с холстом типографской краски. Нарушение технологии и эксперименты были вынужденными. Тофик жил в нищете, порой с трудом находил деньги для покупки красок и холста, поэтому ему приходилось экспериментировать с материалами, использовать в качестве грунта подручные средства - например, зубной порошок. Вследствие этого его картины были недолговечны, и со временем холсты начали осыпаться. Вернул к жизни полотно известный реставратор Натик Сафаров. Впервые широкой общественности оно было представлено в 2009 году в Музее современного искусства в Баку.

Венеция, май 2015
Венеция, май 2015

Много лет спустя, в 2015 году, мне посчастливилось быть в числе организаторов Национального павильона Азербайджана на Венецианской биеннале, где мы впервые в истории показывали шедевры наших нонконформистов на выставке «За чертой» Beyond the Line, где центральной была работа Тофика Джавадова «Нефтяники». Это было волнительное событие для всех нас. Волновались и за состояние работы, за ее долгое путешествие, как она будет себя чувствовать в палаццо XVI века в сырой Венеции…

Палаццо Лецце на площади Св.Стефана в Венеции
Палаццо Лецце на площади Св.Стефана в Венеции

Я очень переживала о том, как эта огромная работа пройдет в узкие двери, преодолеет узкие лестничные проемы, пролезет через низкие притолоки средневекового дворца. Все эти проблемы обсуждались в Баку с командой застройщиков, было предложено несколько вариантов, но в итоге работа не пролезала даже в цокольный этаж, не проходила она и через оконный проем, через который остальные крупные работы поднимались в здание…Все стояли в полной растерянности, понимая, что показать ее невозможно! Но...

-8

Когда мы еще выстраивали экспозицию в Баку, изначально комната Тофика была в глубине палаццо, а в анфиладе, смотрящей стрельчатыми окнами на Площадь Св.Стефана, должны были разместиться работы Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева и Ашрафа Мурада. Но в какой-то последний момент я попросила архитектора выставки Криса Штурмингера поменять местами Ашрафа и Тофика и в анфиладе дать работы братьев.

-9

Оказалось, что это было фатальное решение! «Нефтяники» могли пролезть только через стрельчатое окно на втором этаже, и когда эта светлая мысль озарила нашу команду, началась страшная суматоха – получение разрешения на разбор окна, что практически невозможно. Подключились наши итальянские партнеры, и хозяйку палаццо удалось уговорить! Тофика подняли, и стрельчатое окно в самой высокой своей точке позволило пройти трехметровой работе и занять место на стене! Мы стояли на площади в оцепенении, пока ребята поднимали работу. Шпарило солнце, туда-сюда сновали люди, а мы стояли с запрокинутыми головами и молились. Когда все получилось, вся команда плакала… Мы привезли Тофика в Венецию, на самый известный и крупный форум мирового искусства!

Плаццо Лецце, зал Тофика Джавадова на выставке Beyond the Line
Плаццо Лецце, зал Тофика Джавадова на выставке Beyond the Line

Зал Тофика был невероятным! Работы сияли, излучая внутренний свет. Все они наполнены страстью Тофика, его ощущением цвета – открытого и чистого, каким был он сам. Меня не покидало чувство присутствия художника, его дух словно витал в залах палаццо, где сошлись миры прошлого и настоящего.

Плаццо Лецце, зал Тофика Джавадова на выставке Beyond the Line
Плаццо Лецце, зал Тофика Джавадова на выставке Beyond the Line

На нас обрушился шквал обращений от кураторов и галеристов. Как продолжение этой выставки в 2016 году в Третьяковской галерее прошла грандиозная выставка «Созвездие Апшерона», на которой «Нефтяники» вновь были в центре внимания, но это уже другая история.

Выставка "Созвездие Апшерона", Третьяковская галерея, 2016
Выставка "Созвездие Апшерона", Третьяковская галерея, 2016

Выставка в Венеции стала открытием для мировой художественной общественности подлинного азербайджанского изобразительного искусства, многие годы прозябающего на задворках официально разрешенного искусства. Но время все расставляет на свои места. Только бы дожить!

31.05.2021