Очень люблю Музей современного искусства в Баку. Его экспозиция по своей насыщенности вызывает ощущение попадания в огромную художественную мастерскую, где все стены завешаны картинами, на подиумах выставлена мелкая пластика, за каждым поворотом тянутся к стеклянному потолку или свисают с него инсталляции, там и здесь расставлены скульптуры.
Голова кружится в этом круговороте шедевров азербайджанского изобразительного искусства в таком экспрессивном, эмоциональном танце и вдруг словно из-под земли вырастает лестница, ведущая в другое измерение – на второй этаж.
Я писала о творчестве многих художников, представленных в этом музее. Сегодня хотелось бы рассказать о судьбе одной работы, знаковой в истории азербайджанского изобразительного искусства – «Нефтяниках» (1956-1959) Тофика Джавадова, выдающегося азербайджанского художника XX века, опередившего свое время и предвосхитившего художественно-пластические искания советской живописи на рубеже 1950-1960-х годов. Это полотно поражает монументальностью, мощной энергетикой, пластической выразительностью, новаторством!
Даже у неподготовленного зрителя возникнут совершенно очевидные ассоциации с работами известных художников 1960-х годов и небезызвестным «суровым стилем». Но я не об этом. Судьба этого полотна повторила судьбу своего создателя. При жизни Джавадова не подпускали к выставочным площадкам. После смерти он был предан забвению на многие годы - как и это полотно, пролежавшее в безвестности в течение 50 лет. Тофик трагически погиб в возрасте 37 лет, и единственной выставкой художника стала посмертная, 9 октября 1963 года, на которую работа «Нефтяники» по определенным причинам не была допущена. Категорически! Стоял вопрос – снять работу и открыть выставку или открытие не состоится вовсе.
Многие годы огромная работа (2,5х3 м) не могла найти пристанища - ее передавали из рук в руки, хранили в мастерских, тесных квартирах, в здании мечети, в советское время использовавшемся под реставрационный центр. Оттуда работа, сложенная в несколько раз и почти совершенно утраченная, была выброшена на свалку с кучей разного хлама реставрационной мастерской. И только благодаря Саре Огуз Назировой, искусствоведу и писательнице, которая до конца своих дней была предана памяти художников-нонконформистов, работу буквально откопали из многослойных археологических пластов канувшей в Лету эпохи.
Помог в то время уже тяжело болеющей Саре художник Эльнур Бабаев, который приходится племянником Тофику Джавадову (семья, в которой одновременно жили и творили гении - Тофик Джавадов, его родной брат Джавад Мирджавадов и их двоюродный брат Расим Бабаев, отец Эльнура). Эльнур принес «Нефтяников» в мастерскую своего отца, натянул на подрамник. Холст был в страшном состоянии, глубокие шрамы от долгого хранения в сложенном виде привели к осыпи красочного слоя, сколам и без того плохо сцепляемой с холстом типографской краски. Нарушение технологии и эксперименты были вынужденными. Тофик жил в нищете, порой с трудом находил деньги для покупки красок и холста, поэтому ему приходилось экспериментировать с материалами, использовать в качестве грунта подручные средства - например, зубной порошок. Вследствие этого его картины были недолговечны, и со временем холсты начали осыпаться. Вернул к жизни полотно известный реставратор Натик Сафаров. Впервые широкой общественности оно было представлено в 2009 году в Музее современного искусства в Баку.
Много лет спустя, в 2015 году, мне посчастливилось быть в числе организаторов Национального павильона Азербайджана на Венецианской биеннале, где мы впервые в истории показывали шедевры наших нонконформистов на выставке «За чертой» Beyond the Line, где центральной была работа Тофика Джавадова «Нефтяники». Это было волнительное событие для всех нас. Волновались и за состояние работы, за ее долгое путешествие, как она будет себя чувствовать в палаццо XVI века в сырой Венеции…
Я очень переживала о том, как эта огромная работа пройдет в узкие двери, преодолеет узкие лестничные проемы, пролезет через низкие притолоки средневекового дворца. Все эти проблемы обсуждались в Баку с командой застройщиков, было предложено несколько вариантов, но в итоге работа не пролезала даже в цокольный этаж, не проходила она и через оконный проем, через который остальные крупные работы поднимались в здание…Все стояли в полной растерянности, понимая, что показать ее невозможно! Но...
Когда мы еще выстраивали экспозицию в Баку, изначально комната Тофика была в глубине палаццо, а в анфиладе, смотрящей стрельчатыми окнами на Площадь Св.Стефана, должны были разместиться работы Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева и Ашрафа Мурада. Но в какой-то последний момент я попросила архитектора выставки Криса Штурмингера поменять местами Ашрафа и Тофика и в анфиладе дать работы братьев.
Оказалось, что это было фатальное решение! «Нефтяники» могли пролезть только через стрельчатое окно на втором этаже, и когда эта светлая мысль озарила нашу команду, началась страшная суматоха – получение разрешения на разбор окна, что практически невозможно. Подключились наши итальянские партнеры, и хозяйку палаццо удалось уговорить! Тофика подняли, и стрельчатое окно в самой высокой своей точке позволило пройти трехметровой работе и занять место на стене! Мы стояли на площади в оцепенении, пока ребята поднимали работу. Шпарило солнце, туда-сюда сновали люди, а мы стояли с запрокинутыми головами и молились. Когда все получилось, вся команда плакала… Мы привезли Тофика в Венецию, на самый известный и крупный форум мирового искусства!
Зал Тофика был невероятным! Работы сияли, излучая внутренний свет. Все они наполнены страстью Тофика, его ощущением цвета – открытого и чистого, каким был он сам. Меня не покидало чувство присутствия художника, его дух словно витал в залах палаццо, где сошлись миры прошлого и настоящего.
На нас обрушился шквал обращений от кураторов и галеристов. Как продолжение этой выставки в 2016 году в Третьяковской галерее прошла грандиозная выставка «Созвездие Апшерона», на которой «Нефтяники» вновь были в центре внимания, но это уже другая история.
Выставка в Венеции стала открытием для мировой художественной общественности подлинного азербайджанского изобразительного искусства, многие годы прозябающего на задворках официально разрешенного искусства. Но время все расставляет на свои места. Только бы дожить!
31.05.2021