Я не могла не написать об этой удивительной женщине — прекрасной, пылкой и честолюбивой.
Алиенора Аквитанская —королева двух величайших королевств Европы, жена и мать двух королей. Историки называют её бабушкой средневековой Европы, так как потомки Алиеноры стояли во главе половины европейских государств.
Она родилась в расцвет рыцарской эпохи, в краю славившемся вином и поэтами. Дед Алиеноры стал одним из первых трубадуров на Юге Франции. Это был незаурядный человек: любитель роскоши, задира и сердцеед, которого дважды за жизнь отлучали от церкви. Он женил сына на дочери своей давнишней любовницы, от этого союза и родилась Алиенора.
Девочка оказалась наделена не только красотой, но также умом и характером. Она росла в окружении куртуазной культуры, ей дали хорошее образование. Это была завидная невеста ещё и потому, что герцоги Аквитанские обладали обширными владениями и превосходили богатством не только соседей, но и короля Франции.
Когда пришла пора выдавать дочь замуж, Гильом X всерьёз опасался, что её похитят. Отправляясь в паломничество, он попросил помощи у французского короля Людовика VI. Тот с охотой взялся защищать Алиенору от нежеланного брака. А узнав о том, что герцог Аквитанский умер по дороге в святые места, решил не терять времени понапрасну и женил на подопечной собственного сына.
Будущий Людовик VII собирался посвятить себя церкви, да так до конца и не вышел из этой роли. Когда старший брат погиб, его срочно забрали из монастыря и сделали соправителем отца. Это был ничем особенно не выдающийся молодой человек, который влюбился в юную Алиенору до беспамятства. На заре супружества он бесконечно счастлив и думает, что ему несказанно повезло с женой. Потом станет думать иначе, но это потом.
В разгар свадебных торжеств до молодожёнов доходит новость, что Людовик VI скончался. Так Алиенора въезжает в Париж не женой дофина, но королевой Франции. Однако, Париж двенадцатого века — это не та блистательная столица, которую мы знаем и любим последние триста лет. Тогда это был сырой и мрачный город в окружении лесов и болот. В отличие от щедрой, солнечной Аквитании в Париже жили суровые, скучные люди. Они даже говорили на другом языке. Им не понравились манеры и наряды юной королевы — слишком вызывающие.
Она предпочитала любовные песни молитвам, вмешивалась в дела государства, а главное — не рожала наследника. Вскоре разразился скандал, пока лишь косвенно связанный с именем Алиеноры. Её младшая сестра Петронилла вступила в любовную связь с двоюродным братом короля, Раулем де Вермандуа. Он был почти втрое старше девушки, потерял глаз в одном из сражений, а главное — уже был женат.
Королева встала на сторону сестры, супруг её поддержал — граф Вермандуа должен жениться на Петронилле. Граф был бы рад, но как быть, если он уже женат на другой? Разводиться, по причине слишком близкого родства, разумеется. Других уважительных причин для расторжения брака в те времена не существовало.
Папа Римский отказался аннулировать брак Рауля и признал его союз с Петрониллой недействительным. Но влюблённые продолжали жить вместе, как ни в чём не бывало. Тогда за отвергнутую законную супругу вступился её брат, граф Шампанский. Разразилась война, в ходе которой сгорела церковь, где укрывались мирные жители — все они погибли. Возможно, это событие стало одной из причин, по которой Людовик решил отправиться в крестовый поход. Второй причиной могло быть желание короля отблагодарить небеса за то, что у Алиеноры, наконец-то, родился ребёнок. Правда, это оказалась девочка, но начало было положено.
Конечно же, Алиенора отправилась в крестовый поход вместе с мужем. Для того времени это не такой уж диковинный поступок, как мы привыкли думать. Половина армии путешествовала с жёнами, но не все они для поддержания боевого духа скакали впереди войска в костюмах амазонок. Потому участие Алиеноры и запомнилось на века, редкий хронист упустит возможность упомянуть о таком ярком зрелище в своей хронике.
Размолвки между супругами начались ещё на Сицилии, где Алиенора повстречала своего дядюшку, Раймонда де Пуатье. Правитель Антиохии, видный мужчина, блистательный рыцарь — он был ненамного старше Алиеноры, но, что важнее, он тоже был южанином. Они стразу нашли общий язык, очень скоро у них завязались тёплые, дружеские отношения. Не известно, были ли отношения только дружескими, но Людовику они явно не нравились. Настолько, что по возвращении из крестового похода, он решил развестись, не смотря на то, что Алиенора родила ему ещё одну девочку.
Для Людовика это оказался крайне неудачный поход: военный успехов не достиг, да ещё жену потерял. Возможно, Алиенора сама настояла на разводе — ей надоел муж-монах, надоел серый парижский двор. Людовик тоже устал от супруги, которая во всём его превосходит, устал не соответствовать. Впоследствии Маркс назвал бедолагу ослом за то, что он допустил этот разрыв. Ревность ревностью, но Аквитания — богатейшая область на Юге Франции, как можно упустить такие земли?!
Дочери остались с отцом, Алиенора получила свободу, Людовик — покой и возможность жениться на женщине, которая, наконец-то подарит ему сына. И тут разразился новый скандал. Не успела герцогиня Аквитании сойти с одного супружеского ложа, как тут же взошла на другое. Кто же стал её избранником?
Продолжение истории
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.