Это выглядит как ирония судьбы. И даже не ирония, а настоящий сарказм. Пока набирал обороты и разгорался общеевропейский скандал по поводу экстренной посадки в Минске самолета компании Ryanair, в Берлине был вынужден приземлиться, прервав свой рейс еще один самолет - этой же авиакомпании.
Подробности расписывать не будем, поскольку в новостях за последние дни все это и так повторили десятки раз. Давайте лучше поразмышляем, что общего у этих инцидентов и в чем различие. Это важно.
Итак, летит некий условный самолет через условную страну. На борт поступает сигнал тревоги, и пилот принимает решение о немедленной посадке на подходящем аэродроме. Дальше самолет проверяют разные службы безопасности, пассажиры терпеливо ждут.
Это общая канва событий для обоих названных инцидентов. Что там за сигнал тревоги поступил, кто его подал, был ли он ложным и все в таком духе - это уже дело второе. Главное - сама схема действий пилота, аэропорта, служб безопасности и пассажиров. Она с точностью до мелочей была воспроизведена в обоих случаях.
Что это означает? Как минимум то, что претензий от Евросоюза к Минску по поводу самого факта посадки самолета быть не может. Это нормальная практика и даже обязанность всех задействованных сторон. Инцидент с самолетом, севшим в Берлине, это очень удачно и очень вовремя доказал.
Претензии, получается, сводятся в сухом остатке к извлечению из самолета Ryanair в Минске двух конкретных пассажиров - Романа Протасевича и Софьи Сапеги, которым в Беларуси предъявлены обвинения. В Берлине ничего подобного не происходило, а в Минске произошло - единственная разница.
А теперь вопрос - имеет ли право государство задержать оказавшегося на его территории обвиняемого? Если кто не в курсе, сообщим, что в момент полной остановки самолета, он полностью оказывается в юрисдикции той, страны, где была совершена посадка.
Если не привязываться именно к самолету, таких задержаний в мире производится масса. Более того, есть страны, которые активно практикуют розыск и задержание обвиняемых даже за пределами своей юрисдикции. Вывозят их с территории третьих стран.
Россия, например, может предъявить Соединенным Штатам немалый список своих граждан, буквально похищенных за границей, насильно ввезенных в США и там брошенных в тюрьму. И что-то не слышно было по этому поводу бурного возмущения европейских политиков. Да и волны европейских санкций против Вашингтона как-то не наблюдалось.
Так что странная ситуация складывается с минской посадкой Ryanair. То, что произошло до нее, обычная практика. То, что произошло после нее, обычная практика. А вот все вместе - стало поводом для новой порции санкций. Впрочем, слово-то верное - именно поводом, а не причиной.
__________
Если вы тоже считаете, что у русских и белорусов одна общая дорога в будущее, присоединяйтесь к нам. Ваша поддержка комментарием, лайком и даже просто подпиской на канал имеет значение!