В июле 1921 г. Унгерн предпринял новое наступление на советскую Россию. Его конечной целью был выход на Транссибирскую магистраль в районе ст. Мысовая и г. Верхнеудинска, затем далее на восток с целью соединения с армией Семёнова.
В связи с отступлением красногвардейских отрядов эвакуировался и комиссариат, возглавляемый П.Ф. Щёкиным. При эвакуации комиссариата Пантелеймон Филиппович Щёкин заехал на квартиру агента продразвёрстки (фамилию его не знаю) и просил его эвакуироваться вместе с ними, но он отказался и заявил ему: «Барон в Петропавловке долго стоять не будет, местные жители меня не предадут, хозяева у меня хорошие, я отсижусь в амбаре под замком». Позднее об этом рассказал сам П.Ф. Щёкин.
После отступления красногвардейских отрядов в госпитале, который располагался в личном доме Шишмарёва Иннокентия Николаевича, остались два тяжело раненных красногвардейца и с ними молодая красивая сестра милосердия (фамилии их также не знаю).
В ночь с 25 на 26 (12-13) июля 1921 года в Петропавловку вступили бандитские полчища барона Унгерна. Барон расположил свои войска в сенокосные угодья от Вершининской до Ангархая, загнал свои табуны лошадей, большие стада коров, овец и вытравил весь покос.
Утром 26 июля офицеры стали разъезжать по нашему селу. Они немедленно арестовали сестру милосердия и двух тяжело раненных красногвардейцев. На второй день кто-то предал агента продразвёрстки. Под угрозой оружия дедушка Михаил Баландин, где стоял на квартире агент продразвёрстки, вынужден был открыть амбар, и агент был арестован.
Унгерновцы не побрезговали арестовать невменяемую семидесятилетнюю старушку, дочь которой работала машинисткой в комиссариате у т. Щёкина.
Все эти товарищи были расстреляны. После ухода банды на месте казни было найдено 14 казнённых, все они были бесчеловечно изуродованы, в особенности девушка. Почти две недели жители не решались предать земле останки замученных товарищей, боясь новых гонений со стороны белогвардейцев.
И только с приходом в село отряда П.Ф. Щёкина погибшие от рук бандитов были погребены вблизи Красного яра за селом Лапшиново в одной братской могиле.
Прошли годы. Но народ не забыл безымянных героев. Помню, когда учился в начальной школе, мы с учительницей Елизаветой Николаевной Васильевой каждый год ходили на эту братскую могилу и украшали её живыми цветами.
Такие же братские могилы есть в Желтуре. Я думаю, что в честь сороковой годовщины Советской власти в Бурятии Джидинский исполком аймсовета вынесет своё решение о сооружении в Петропавловке обелиска павшим 14 неизвестным героям.
Этим будет увековечена их славная память в борьбе за Советскую власть.
Г. Шишмарёв житель с. Петропавловка. Из материалов Мельникова И.Д.