Найти в Дзене

Очень интересна личность академика Тимофеева-Ресовского, улицу которого в Екатеринбурге тихой сапой переименовали в улицу другог

Очень интересна личность академика Тимофеева-Ресовского, улицу которого в Екатеринбурге тихой сапой переименовали в улицу другого академика — Парина (примечательно, что сын академика Парина выступил против этого). Биолог, генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский работал на Урале в 1945-1964 гг., занимался вопросами воздействия радиации на экосистемы.

На Урал он попал из Карлага, туда — из Бутырской тюрьмы. Биография его удивительная, а личность очень масштабная. Не удивительно, что писатель Даниил Гранин написал о Тимофееве-Ресовском роман «Зубр». Писать там действительно было о чем.

Тимофеев-Ресовский родился в 1900 году, в 1925 году по заданию советского правительства поехал работать в Берлин и достиг там внушительных успехов как ученый. Много ездил по миру. Общался с Нильсом Бором и другими крупными учеными того времени. В 1937 году его стали настойчиво приглашать обратно, но друзья предупредили, что в Москве ждут арест и, возможно, расстрел. Тимофеев-Ресовский предпочел остаться в Берлине.

До 1945 он работал в Германии. Его сын Дмитрий был арестован как антифашист и погиб в концлагере, но на судьбе самого Тимофеева-Ресовского это не сказалось. До конца войны он возглавлял собственный институт в Берлине. Когда советские войска подходили к Берлину, сотрудники института предпочли сбежать в зону, которую занимали американцы. А Тимофеев один остался ждать русских. Он решил вернуться в Россию.

Его увезли в Москву, посадили в Бутырку. Там он умудрился организовать нечто вроде семинара по генетике. Участником в том числе был Солженицын. Дальше — Карлаг и Урал («почтовый ящик» в Челябинской области). В начале 1950-х коллеги Тимофеева-Ресовского на Западе выдвинули его на Нобелевскую премию — вклад ученого в генетику и биологию был признан на мировом уровне. Однако когда Нобелевский комитет прислал запрос в СССР с вопросом, жив ли Тимофеев, ответа не последовало, так что премия ему достаться не смогла.

С 1955 года Тимофеев-Ресовский перешел уже на «легальную» работу в Свердловске. Читал лекции в УрГУ, занимался исследованиями, в том числе на Белоярской АЭС. Проводил свои знаменитые семинары, через которые прошли сотни советских ученых. После 1964 года смог вернуться в Москву. Умер в 1981 году.

По некоторым оценкам, Тимофеев-Ресовский был крупнейшим ученых из тех, что работал в Свердловске. Однако до конца жизни на нем лежала тень «сотрудничества с нацистами» (хотя, повторюсь, сын академика погиб из-за антифашистских взглядов). В 1992 году Тимофеева-Ресовского официально реабилитировали. Однако недавнее решение переименовать его улицу, похоже, связано с тем, что «немецкий» период до сих пор рассматривается как пятно на репутации.

Я, на самом деле, рад, что случился этот скандал, и уральские ученые подняли тему увековечивания памяти Тимофеева-Ресовского. У нас появился дополнительный повод вспомнить этого неординарного исследователя и человека. Я думаю, что и улице должно быть возвращено имя, и не помешала бы мемориальная доска в доме на ул. Малышева, где жил ученый. Обязательно напишу обо всем этом статью в @itsmycity и, может быть, подготовлю видео о Тимофееве-Ресовском (но вообще есть целая трилогия Елены Саканян).