Сегодня мы знакомимся с третьим постимпрессионистом - Полем Сезанном. Первым был на канале Поль Гоген, вторым - Винсент Ван Гог. Но вы понимаете, что эта нумерация совсем условна. Можно было бы начать и с Сезанна. Это не имеет никакого значения, потому что у каждого из них был собственный путь и своя огромная роль в истории развития живописи.
Фамилия Сезанн тянется из итальянского городка Чезанн, из которого была родня художника по отцовской линии. Когда Сезанны перебрались во Францию точно неизвестно, но совершено офранцузились и жили на юге, в городе Экс-ан-Провансе. Папа Поля вполне успешно создал банк и хорошо зарабатывал. Быстро разбогатев, отец Сезанна приобрел в собственность поместье Жа-де-Буффан и обзавелся семьёй. Сначала родился сын Поль, а вскоре ещё две дочери.
Учился Поль в самой престижной школе городка. Она была для обеспеченных жителей и имела богатые гуманитарные традиции. Я хочу упомянуть об этой школе ещё по одной причине. В ней Поль познакомился с Эмилем Золя. На многие годы они оставались ближайшими друзьями. После окончания школы Золя уехал в Париж завоёвывать Францию, а потом и Поля позвал к себе.
Но отец пророчил Сезанну карьеру юриста. Это стандартная история юности живописцев. Поль даже поступил на соответствующий факультет в университете Экса. Но долго не выдержал и бросил. Одновременно он учился рисунку в местной школе. Когда жизнь под постоянным прессом отца стала совсем невыносимой, Сезанн перебрался в Париж.
Существует очень распространенный миф, что из-за этого отец проклял будущего художника. И что поэтому у Сезанна ничего не получалось. Его #творчество не принимали, и он жил в нищете. И только когда отец умер, всё поменялось. Он получил большое наследство и стал знаменитым. Мне кажется, что это совершеннейшая неправда.
Папа был очень недоволен тем, кем захотел стать Поль, но всё-таки примирился и давал Сезанну деньги на жизнь. На сто франков в месяц Сезанн не мог роскошествовать, но в отличие от своих друзей импрессионистов и постимпрессионистов он мог жить спокойно.
Вернее относительно спокойно. Потому что вёл он себя, с точки зрения семьи, неправильно. Одно из его писем начинается со слов: "Я нахожусь в обществе самых противных мне людей". Это он написал, когда приехал в Экс и жил с семьёй, с мамой и папой. Надо сказать, что он вообще был горяч и часто грубоват. Однако отец его поддерживал материально.
Но он же всего не знал! Отец не знал, что уже в конце 69-го года Сезанн обзавелся возлюбленной - Гортензией. Она была натурщицей. А спустя 2 года у них родился сын, которого назвали Полем в честь папы. Это Сезанн очень тщательно скрывал от семьи. Отец так и не знал ничего долгое время про Гортензию и маленького Поля, но по стечению обстоятельств, когда это всплыло, Сезанн увлекся маминой служанкой. И семья опять пошла против, заставив его жениться на Гортензии. Не думайте, что после этого они её полюбили.
Сезанн и Гортензия не разводились до конца жизни, но их отношения были достаточно сложные. Особенно позднее, когда Сезанн заболел диабетом, и от этого его раздражительность стала больше. Он и так был очень вспыльчив, а иногда просто шел на резкость сознательно. Это был его стиль общения. Старый Сезанн жил один, Гортензия с сыном отдельно, хотя они и были женаты.
Дружба с Золя тоже плохо кончилась. Но так бывает с писателями, им нужен жизненный материал, чтобы писать. Аналогичная история была у Чехова и Левитана, они тоже сильно дружили, но Антон Павлович взял да и написал рассказ "Попрыгунья". В героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову. Левитан даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Но им всё-таки удалось восстановить дружбу. А Золя написал роман "Творчество", и главного героя он списывал с Сезанна. Золя показал художника вечным неудачником, покончившим жизнь самоубийством. Сезанн посчитал это предательством. Он совершенно рассвирепел, причем раз и навсегда. И эта дружба с детства кончилась разрывом.
Но вернемся назад, в то время, когда будущий #художник только перебрался в Париж. Его отец хоть и был против этого, но согласился оплачивать ему ежемесячное обучение живописи. Сезанн посещал художественные заведения, в том числе так называемую академию Сюиса. И там познакомился с будущими импрессионистами. Это 1860-ый год.
Огромное значение для Сезанна имело знакомство с Камилем Писсарро. Из импрессионистов это был сначала его наставник - Сезанн даже подписывался одно время как ученик Писсарро, а затем просто друг, который его всегда поддерживал и помогал. Эта связь была особенно судьбоносной, хотя Сезанн был знаком и с другими. Он участвовал и в знаменитых посиделках в кафе "Гербуа", там художники обменивались идеями и спорили о живописи. Это была очень живая группа, где Эдуард Мане играл роль мэтра. Он был старше остальных и уже пережил свои самые важные художественные скандалы. Мане был признанный новатор, и это привлекало молодых. Кроме того, он был настоящим джентльменом, держал стиль и одевался всегда с иголочки.
Клод Моне рассказывал, что если в кафе приходил из мастерской перепачканный краской Поль Сезанн, то он часто вёл себя вызывающе до неприличия. Сезанн обходил всех присутствующих, чтобы пожать им руки. Но перед Мане останавливался и говорил: "Вам, господин Мане, я сегодня руки не подам, поскольку я уже неделю не мылся." Но Сезанн был не так прост, это он, конечно, напускал на себя.
В 1860-е годы импрессионисты уже созревают и вырабатывают свои живописные идеи. Но Сезанна эти идеи совершенно не вдохновляют, у него другие ориентиры. Если говорить о классике, то особое значение для него имел Тинторетто. А из современников - Курбе, Домье, Делакруа. Это видно по его тёмным картинам с драматическими сюжетами. Спустя годы, самой важной фигурой для Сезанна станет Пуссен. Но переработанный и переосмысленный. Казалось бы, холодный и рассудочный классицист Пуссен, но именно по нему "настраивается" зрелое творчество Сезанна, которое мы называем сезаннизмом. Потому что ранние картины Сезанна к сезаннизму не имеют никакого отношения, хотя их писал всё тот же человек.
Итак, Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов. Мы уже прогуливались по первой выставке 1874 года, и там были 2 картины Сезанна, и ещё на одной выставке он выступал с импрессионистами.
Больше он не участвовал в их выставках, и этому были разные причины. Независимо от будничных обстоятельств и личных связей, дружбы с Писсарро, Сезанн, впитав кое-что от импрессионистов, очень быстро переосмыслил это наследие и начал вырабатывать свою "систему". То, над чем он упорно трудился и что осознавал как свою задачу в живописи, было противоположно импрессионизму. Если можно так назвать, то он вырабатывал систему антиимпрессионизма. Я это попробую показать, в следующей статье о творчестве Сезанна.
Как-то Сезанн сказал, что умрет, пиша картину. Так оно и произошло. Он простудился на пленэре, работая над картиной и не замечая непогоды. Началось воспаление легких, и через 2 дня его не стало. Это было в 1906 году в Экс-ан-Провансе. Сезанн умер признанным. К тому времени его уже знали, выставляли на всемирных выставках, уже случились триумфальные персональные выставки. Сезанна стали изучать и любить молодые #художники .
Творчество Сезанна ознаменовало собой переход от старых концепций живописи XIX века, к совершенно новым, зародившим мир искусства XX века.