Найти тему
Уголок Усаги

Влияние компьютера на психику детей ч.2

Взаимоотношения ребенка и компьютера

Проблема взаимоотношения ребенка и компьютера обсуждается в мире с тех пор, как компьютеры начали входить в жизнь людей на правах бытовой техники. Но человечество до сих пор так и не определилось компьютер для детей - это зло или благо? Мы попробуем рассмотреть эту проблему и дать ответ на заданный вопрос.

Родители всегда во все времена пытались дать своему ребенку самое лучшее, научить их многому, развить в них новые навыки, к сожалению, это не всегда идет на пользу самому ребенку. Многие современные родители считают, что если не начать знакомить ребенка с компьютером в раннем возрасте, то он может в последующем отставать от своих сверстников. Другая крайность - некоторые родители, наоборот, боятся приобщения ребенка к компьютеру: боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушающего психику воздействия компьютерных игр. Как оказалось, эти страхи не так уж и безосновательны.

Все чаще стали обращаться родители к психиатрам с проблемой болезненного пристрастия своих детей к компьютеру. Этому явлению дали название «Компьютерный синдром». Многие специалисты считают, что это тяжелое излечимое заболевание. Вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или сидит в Интернете, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Следует также отметить, что данной зависимости могут быть подвержены и взрослые люди. Это может быть Интернет - зависимость, или, например, зависимость от игр - симуляторов реальной жизни, в которые погружаются зрелые люди, стараясь уйти от повседневных проблем.

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается в наше время довольно рьяно. По данным американских исследователей с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером -- эпилепсия.

Неврологи как могут помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к «игрушкам». Разработан список ценных указаний специально для таких случаев. Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли ребенок ближе 60 см от монитора. Пропорционально диагонали экрана меняется, и дистанция до стула с ребенком. Во-вторых, в комнате должен гореть верхний свет. По идее, это должно резко снизить вредный эффект мерцания, ведь именно он способствует появлению у предрасположенных детей судорог. Мерцание «обеспечивают» современные «стреляли», в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками - бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным -- например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.

Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так часто используют взрослые. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет.

Если взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом. Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии -- может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение -- дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Приобщение ребенка к Интернету лучше всего начать с сайтов, предназначенных специально для детей. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающий более пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти по адресу Kinder.ru. Сайты, обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельно справляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред. Однако за детьми надо присматривать, когда они "исследуют" веб-сайты. Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителям шанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что они больше всего реагируют и проследить уровень развития.

К сожалению, современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают с результатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найти ответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и без всяких исследований ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания и развития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и забота родных важней, чем дружелюбный электронный персонаж на экране компьютера.