Найти тему
На лёгких крыльях...

Самовзлётный планер до 115кг

В современной России осталось не так много возможностей исполнить свою мечту о самостоятельных полётах. Деятельность малой авиации сейчас максимально зарегулирована, и перед человеком мечтающим летать возникает множество бюрократических препон и финансовых преград.

В 2017 году, молодой инженер и пилот-любитель, Александр Кулишов загорелся идеей построить летательный аппарат с массой легче 115 кг.

Почему именно с таким весом? Дело в том, что летательные аппараты этого класса во многих странах не требуют регистрации.

В России это тоже пока так. Летательный аппарат с "сухим" весом до 115кг не требует оформления свидетельства лётной годности (СЛГ). Пилоту не нужно проходить врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) и получать свидетельство частного пилота.

Разработать с ноля летательный аппарат непростая задача, и проектирование могло затянуться на долгие годы. И тогда пришла идея использовать в качестве "базы" уже существующий летательный аппарат.

Выбор пал на ультралёгкий "стеклопластиковый" планер Пензенского авиапредприятия ООО "Авиастроитель" AC4-115 с сухой массой 110 ~ 115кг.

Однако была одна проблема, при установке двигателя, планер по массе выпадал из класса "до 115кг". Необходимо было значительно облегчить конструкцию планера, не потеряв в прочности.

Александр Кулишов, имея опыт работы с композитными материалами на основе углеродного волокна, связался с авиапредприятием и предложил сотрудничество. А именно, создать АС4-115 с использованием "карбона".

Александр практически переехал в Пензу, где совместно с конструкторами "Авиастроителя" они приступили к изготовлению нового планера.

Примерно через год, планер был готов. Конструкцию удалось значительно облегчить без потери прочности, и даже немного её увеличить. В качестве силовой установки, было принято решение использовать турбореактивные двигатели. Только эти моторы могут дать достаточную мощность при их небольшом весе.

Два двигателя немецкой компании JetCat P300 Pro с суммарной тягой 60кгс обеспечили скороподъемность при наборе высоты до 8м/с. В горизонтальном полёте, планер разгоняется до 200 км/ч

Еще через год были изготовлены ещё два планера с турбореактивными двигателями и обрели своих счастливых владельцев.

Первый планер получил своё собственное имя - "Оранжевый демон" и уже поучаствовал в нескольких выставках и авиа шоу.

Конечно, такой летательный аппарат получился не очень дешевым, в основном из-за дорогих двигателей. Частично, эти затраты окупятся в процессе эксплуатации. Кроме того, были проведены испытания планера с двигателем отечественного производителя Reynolds R500 с тягой 50кгс, что в перспективе может снизить стоимость владения таким летательным аппаратом.