Сколько раз мы уже упоминали о том, какой бардак творился на заре христианства? Правильный ответ — много. И в этот раз речь пойдёт о том же самом, но под другим углом. А теперь второй вопрос — какие первые ассоциации у нормального человека вызывает слово «Секта»? Как правило, полное зомбирование последователей, просьбы переписать на духовного лидера всё, вплоть до последних штанов, а также абсолютно шизофреничное верование в каких-нибудь тетанов и Ксену. Представили? Проняла дрожь? Вот это и будут гностики.
Вообще, чисто технически, гностики — это не христиане. Просто как-то так получилось, что большая часть богословов определяли их именно как еретиков, а не как язычников. А всё почему — а всё потому, что в гностицизме один бог. Но само это учение очень многое взяло и из других религий — по сути, гностицизм представлял из себя египетские мистерии, иудейские культы и какие-нибудь индуистские верования, смазанные огромным слоем эллинистической философии с возведёнными в абсолют идеями (вроде отрицания материи). Ну, а уже потом, когда появилось христианство, часть идей взяли и оттуда.
В чём вообще суть? Самое основное — что есть две сущности-творца. Одна из них — Абрасакс (Ἀβρασάξ)— является высшим богом, бесконечным вечным всеединством существа куда не посмотри хоть вглубь бесконечно малое хоть ввысь бесконечно большое. Короче — всё сущее. Вообще всё. У этого бесконечного всеединства существуют воплощения, называемые «Эонами» — это что-то по типу ангелов, но не ангелы. Все 27 эонов формируют структуру, называемую Плерома — тут прямая аналогия со Сфиротом, такой же непонятной структурой эманаций из еврейской Каббалы. И вот в этом моменте в гностицизме начинается самое интересное.
В какой-то момент эон София («Мудрость») захотела познать всю бесконечную сущность Абрасакса, ради чего попыталась к нему приблизиться и нарушила целостность Плеромы. Ладно бы только это — но понять всю глубину бесконечности у Софии не получилось, что вылилось в появление Ахамот — воплощения удивления, раздражения и непонимания Софии от встречи с бесконечным вечным. Для решения этой проблемы Абрасаксом был порождён 28-й эон — Орос, Предел. Софию насильно вернули в строй, Ахамот выгнали из Плеромы в окружающее… нечто? После этого родились ещё два эона — Святой Дух и Христос (привет, христианство!), которые разъяснили, кто среди эонов самый старший, и что в Абрасаксе нужно познавать, а что — нет. После этого радостные эоны вмете породили 31-й эон — Пан («Всё») или Иисус.
На этом моменте я постепенно начал терять смысл написанного, но это, как говорится, ещё не конец Смуты. Дальше — больше.
Вернёмся к несчастной Ахамот. После изгнания Христос вложил в неё инстинктивное знание о существовании Плеромы — чтобы она знала, что потеряла что-то очень важное, и чтобы знала, что возможно сумеет это обрести опять. Это и привело к рождению всей материи на земле — вода, как не сложно догадаться, это слёзы, а твёрдое вещество — это печаль. Единственное хорошее, что произошло от неё — это вторая сущность-творец, Демиург.
Демиург (он же Ялдабаоф, Саклас, Самаэль, Архонт) — это условно-злая сущность гностицизма. И вот тут христианство передаёт привет вторично. Демиург — это иудейский и христианский Яхве, он же исламский Аллах, он же Бог-творец. Именно из-за него в мире существует всё зло — но, опять же, не всё так просто. Демиург стоит в ранге божественности на одну ступень ниже Ахамот, следовательно, не обладает всей полнотой божественности (Ахамот, хоть и выкидыш, но полноценный эон), следовательно, не может так же хорошо формировать материю. В результате, движимый желанием Ахамот придать форму своим творениям, Демиург создаёт наш материальный мир и далее по тексту Библии — но создаёт его несовершенным, ибо смотри выше. Соответственно, сама возможность зла в мире идёт из этого же несовершенства. Надо понимать, что Демиург не злой сам по себе — эту роль исполняет христианский Сатана — а всего лишь творец с недостатком таланта.
Соответственно, люди тоже делятся на три «класса» — это пневматики, в которых Ахамот вложила дух («Пневму») и такое же чувство существования Плеромы, как и у неё («Гнозис»); психики, которым пневмы и гнозиса не досталось, но которые могут творить как добро, так и зло; и гилики — помощники Сатаны и просто неверующие, которые в таблице «Мы попадём в рай, а они сдохнут» относятся к последней категории. Глобальная цель гностицизма — познавать мир, чтобы развить в себе этот самый гнозис и ждать прихода Спасителя — эона Иисуса. Когда он придёт, Ахамот сольётся с ним и вернётся в Плерому, пневматики сольются с ангелами и тоже станут малыми эонами, психики попадут в христианский рай, а гилики сдохнут.
Но это всё было в самом начале. Из-за запредельной сложности своей космологии, а так же желания сочетать в себе все философские идеи, какие только можно, гностицизм был не особо популярен среди людей, которые разбирались в вопросах религии — то есть, других богословов. Среди народа-то ситуация была обратная. Предполагалось, что если ты записался в гностики, то ты уже не гилик, а значит, ты уже спасён. Да и в конце концов, глядя на некоторые современные странные отклонения от христианства — например, на мормонов. которые не просто живут, но и процветают — удивляться нечему.
Но время не стоит на месте, и гностицизм начал постепенно трансформироваться в нечто совершенно иное. Ну, как — он начал стремительно распадаться на различные течения и трактовки. Первым шагом в этом направлении стало то, что отвалилась философия. Ну а потом пошла вообще лютая дичь. Вот несколько примеров:
1) Весёлые ребята — каиниты. Они, например, почитали братоубийцу Каина, считая, что совершив акт убийства, он дал людям возможность не убивать, и преодолевать препятствие, которое люди сами же себе и поставили.
2) Либертинисты — нигилисты на минималках. Цитата: «…целью гностиков было достижение знания, но поскольку знание о вещах само вовсе ещё не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам — в том числе социальным и нравственным». «Ничто не истинно, всё дозволено» в понимании пятиклассника, который только что прошёл «Assasin's Creed». После их появления любых отрицателей церковных норм (и просто развратников) стали записывать в гностики. Возможно, являются придумкой христианских богословов.
3) Докетики. Тут надо понимать, что были докетики-христиане, а были докетики-гностики. Что те, что другие, считали, что некое краеугольное явление в их веровании — ложно (от греческого δοκέω — «кажусь»). Христиане считали, что ненастоящими были страсти Христовы. А гностики — что материи нет. Совсем. Не, ну а что — если вся материя суть страдания Ахамот, то почему бы и нет? Причём, согласно Лосеву, это был не какой-то обсуждаемый вопрос, а просто факт. Материи нет, и точка.
4) Офиты. Змеепоклонники — почитали змея-искусителя, поскольку познание добра и зла — это тоже познание. Наиболее странные ребята из всей этой банды, и наиболее далёкие от христианства, почти язычники. Согласно некоторым источникам, также почитали Каина, Иуду и жителей Содома — что, скорее всего, тоже наветы, но вполне могло быть — у змеепоклонников-то.
5) Сифиты. Что получается, если христианский компонент гностицизма выкрутить на максимум. Троица во главе угла, при этом в Троицу вместо Святого Духа каким-то образом затесалась Мать. Значительно перекроенная концепция Страстей, поклонение Сифу, третьему сыну Адама, да и вообще попытка натянуть именно христианство на гностицизм, а не наоборот, получилась не особо. «Слишком уродлив, чтобы жить, слишком редкий, чтобы сдохнуть» — это как раз про сифитов. Продержались где-то до IV века, и благополучно сгинули.
6) Валентиниане. Именно их мы вспоминаем, когда говорим про гностицизм. Валентин — живший во II веке человек, который упорядочил бардак, творившийся в гностицизме с самого момента его зарождения. Вся информация об устройстве Плеромы и Эонов — это его работа. Поскольку он и так не особо любил что-то писать — он больше был проповедником, а не богословом — неизвестно, какая часть его мыслей оказалась записана, а то, что было, сожгли христиане и иудеи. Несколько текстов чудом дошли в т.н. «Библиотеке Наг-Хаммади». Прожили (по крайней мере, открыто) дольше всех — аж до V века. Видимо, благодаря какой-никакой структуре.
7) Симониане. Последователи полулегендарного Симона Волхва — человека, который пытался купить статус апостола у Христа, а так же первого в христианстве еретика. Собственно, автор всего бардака в гностицизме. Каким-то чудом прожили века до III, потом исчезли.
И это только самые интересные. И это только из христианских. Потому что гностики успели и позажигать в иудаизме, и в Персии (Манихейство — это как раз-таки гностическая религия), и даже в эллинском язычестве. Из этой оргии потом родились герметики, а от них — розенкрейцеры, масоны, иллюминаты, и прочие тайные мировые правительства.
Гностицизм в разном виде сохранился до средних веков, после чего окончательно потерял свою идентичность. Наиболее близкое, что есть сейчас к гностицизму — это еврейская Каббала. А остальные исчезли с укреплением позиций христианства в мире. Появились ортодоксы, появились миафизиты, ариане — их догматы были в 10 раз понятнее, что среди простого народа давало им огромный плюс к популярности. Потом пришёл ислам, и калёным железом выжег на Ближнем Востоке и в Египте — месте наибольшей популярности гностицизма — всех его последователей. А остальные культы пали жертвами христианских нападок и неравнодушной толпы.
Ну и слава богу.