Швейцарский политический деятель, писатель, журналист Ги Меттан о недавнем решении Федерального совета прекратить переговоры по рамочному соглашению с Европейским Союзом.
SA: Господин Меттан, в 2019 году вышла Ваша книга «Потерянный континент» (Continent perdu), в которой Вы весьма критично высказываетесь о деятельности Европейского Союза в различных областях: экономической, внешней политике... В этой связи возникает вопрос: как Вы оцениваете решение правительства Швейцарии не заключать институциональное соглашение с ЕС?
Мы можем стонать, топать ногами от гнева, рыдать в связи с медленной смертью Швейцарии, осуждать «трусость» Федерального совета, как это делает NOMES (Новое швейцарское движение за Европу – прим. ред.) и лобби исследователей, которые боятся потерять Европейские субсидии. Или, наоборот, мы можем почувствовать облегчение от того, что у Федерального совета хватило наконец мужества не продлевать бесполезное терапевтическое лечение в попытке сохранить в силе соглашение, которое в любом случае было бы осуждено большинством швейцарского народа во время голосования на референдуме. Соглашение, которое уже глубоко и надолго разделило страну.
Исходя из реализма, как и из идеализма, я считаю, что это правильное решение.
SA: В чём это проявляется?
Во-первых, реализм. На политическом уровне, как я только что указал, зачем идти на гарантированный провал? Желание сыграть в русскую рулетку? Или садомазохистское удовольствие? Зачем тратить еще два года на проигрышную борьбу? Зачем делить страну на два непримиримых лагеря на десятилетия, когда нам нужны силы, чтобы противостоять грядущим климатическим, энергетическим и социальным вызовам? Только полный слепец может продолжать искать выход там, где его нет.
С экономической точки зрения очевидно, что решение (Швейцарии прекратить переговоры по институциональному соглашению с Европейским Союзом – прим. ред.) будет иметь последствия. Некоторые расходы увеличатся. Доступ к европейскому рынку, кредитам на исследования и учебу будет затруднен. Это прискорбно. Но не смертельно. Что делает страну сильной, так это общая воля к поиску решений. Профсоюзы, которые не несут ответственности за это решение правительства, должны будут продолжать сотрудничать, и это в этом есть возможность не прекратить диалог.
Во-вторых, идеализм. У федерального советника Игнацио Кассиса (Министра иностранных дел Швейцарии – прим. ред.) много недостатков в проведении внешней политики страны, но его идея о масштабной «перезагрузке» наших отношений с ЕС была неплохой. Когда он только вступил в должность, это было просто неисполнимо. Рамочное соглашение находилось в стадии обсуждения и самые ярые его сторонники не могли смириться с мыслью о перезагрузке наших отношений с Европой. Сегодня всё изменилось. Мы подошли к тому, чтобы независимо от срочности пересмотра того или иного конкретного торгового соглашения, решение по глобальному вопросу о рамочном соглашении необходимо было принять и это сделано.
SA: И что дальше?
Как сказал бы любой порядочный предприниматель в этой стране: этот кризис, а кризис – это также возможность вернуться назад и искать новые решения. С Европой или за её границами. А потому мы ждём от NOMES, Foraus (Форум изучения внешней политики – прим. ред.) и всех тех, кто повторяет, как мантру «Европа, Европа!» нового подхода… Пусть они представят нам другие, более смелые и критические размышления о Европейском Союзе.
ЕС не лишён недостатков: его непрозрачное и недемократическое функционирование, его сектантский неолиберализм, который не позволяет ему создавать глобально конкурентоспособные компании, его подчинение американским интересам – всё это заслуживает обсуждения и пересмотр позиции. //SA
Швейцария – Евросоюз: рамки есть, соглашения нет (swissafisha.ch)
ЕС–Швейцария: брака не случилось, но пока и не развод (swissafisha.ch)
Рамочного соглашения между Швейцарией и ЕС не будет (swissafisha.ch)
Текст: Михаил Гусаров // SA
-----------------------------------------------------