Если Бог Един, но в каждой религии разными являются Его Образ, Свойства, то возникает второй вопрос:
должна ли религия подавлять человека или помогать ему в жизни?
Первый момент: не стоит путать религию с духовной жизнью.
Духовная жизнь есть более широкое и более личное понятие, чем религия.
Духовная жизнь это то, как человек лично переживает Бога в себе, своей жизни. А религия — внешняя структура, часть культуры человечества, система догматов, норм, средств и методов, которые могут помогать духовной (внутренней) жизни человека.
Второй момент. Ответ на вопрос - должна ли религия подавлять или помогать человеку в жизни, зависит от двух вещей:
- Меры духовного возраста самого человека и его самосознания перед Богом.
- Истинной мотивации в сердце человека: что именно он хочет сотворить в жизни и обрести от Бога.
Духовный возраст в разных религиях описывается по - разному, но везде он зависит от качества осуществления самой духовной жизни. Нельзя возрастать духовно, не живя духовной жизнью: молитвой, постом, бдением, чтением святых, Богомыслием, и другими делами во Славу Божию.
В Православной традиции христианства меру духовного возраста, хорошо описывают святитель Василий Великий и преподобный авва Дорофей Палестинский:
- раб (боится наказания Божьего, потому что не знает Бога, себя, взаимоотношений Бога с собой, боится всего. Ищет Бога как защитника)
- наемник (живет с Богом по типу: Ты — мне, я — Тебе, желает получать положительные воздаяния за свои духовные труды: молитвы, посты, послушания, добрые дела)
- сын (понимает и любит Бога, делает по Богу, потому что любит Бога и доверяет Ему всецело, зная, что Бог никогда не обманет, но всегда поможет).
С позиций души человеческой:
- Раб — это страх и невежество души человеческой. Чтобы перейти на другой уровень надо больше просвещаться о Боге, читая о Нем святых. Надо следовать слову и заповедям Божьим на практике. Надо на своем личном опыте убеждаться, что доверие Богу оправдывается.
- Наемник знает Божье слово и заповеди и действует по ним, но еще не полон любви и доверия Богу. Он на волне Бога, но больше думает о себе и своем. Бог здесь видится, как Помогающий и Воздающий.
- Сын уже стяжал опытно любовь и доверие Богу. Он дарит себя людям, а не пытается взять от них. Он делает для Бога, потому что любит Его. Сама любовь эта выше всех выгод на свете.
Ошибки в духовном опыте возникают тогда, когда человек воспринимает религию, как что-то давящее и заставляющего его быть не собой, а другим, каким от него хочет религия. Правильный путь здесь - познание себя подлинного, не искаженного, в Боге, восстановление себя подлинного в Боге.
Вторая ошибка, когда человек начинает подменять религией (которая сформировала свой образ Бога) Самого Бога, Истину и Дух Его.
Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.