Найти в Дзене
Ведомости. Спорт

Как «Зенит» зарабатывает по 11 млрд рублей в год? Клуб объяснил, почему стал чемпионом по выручке

Оглавление

Детали коммерческой работы петербуржцев от топ-менеджеров команды

Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

Выручка «Зенита», по данным «СПАРК-Интерфакса», три года подряд превышает 11 млрд руб.: 11,47 млрд в 2018 г., 11,31 млрд в 2019 г. и 11,79 млрд руб. в 2020 г. Ближайшие конкуренты – «Динамо» (6,04 млрд), «Локомотив» (5,42 млрд) и «Спартак» (4,87 млрд) существенно отстают. «Ведомости. Спорт» обсудил с топ-менеджерами «Зенита» коммерческую деятельность клуба, которая помогает добиваться таких высоких показателей.

Услуги для газовой группы

«Зенит» прочно ассоциируется с компанией «Газпром»: госкорпорация владеет клубом с 2005 г., ее глава Алексей Миллер глубоко вовлечен в процесс принятия ключевых решений. Напрямую от «Газпрома» клубу ежегодно поступает 30,6 млн евро по базовому спонсорскому контракту. По курсу на конец мая 2021 г. это около 2,7 млрд руб. Еще 11,5 млн евро (около 1 млрд руб.) по действующему соглашению ежегодно приходит от дочерней компании «Газпром межрегионгаз».

Бренд «Газпрома» представлен не только на игровой форме, но и в других форматах: стадион «Зенита» на Крестовском острове с декабря 2018 г. называется «Газпром арена», база клуба в Удельном парке – «Газпром – тренировочный центр» и даже подготовительный период (перед сезоном и в зимнюю паузу) официально называется «Газпром – тренировочные сборы».

Эффективный выбор партнеров

В «Зените» признают, что коронакризис существенно сказался на клубной экономике. «Суммарно за время пандемии «Зенит» недосчитался порядка полумиллиарда рублей, – отмечает в интервью «Ведомости. Спорту» директор коммерческого департамента клуба Алексей Пак. По словам Пака, доходы от спонсорства пострадали в меньшей степени, поскольку большинство партнеров «Зениту» удалось сохранить. Но с некоторыми компаниями клубу пришлось переформатировать сотрудничество, а с некоторыми – расстаться.

Перед стартом сезона 2020/21 «Зенит» сменил партнеров сразу в нескольких категориях: букмекер Winline вместо «1xСтавки», сеть «Додо пицца» вместо Ollis и «Такси Вконтакте» вместо «Яндекс.Такси».

Региональный маркетолог «Додо пиццы» Александра Золотухина рассказала «Ведомости. Спорту», что компания сама инициировала разговор с «Зенитом» о сотрудничестве.

Адаптация под извлечение прибыли

Специальные условия для болельщиков – самый эффективный способ извлечь пользу из сотрудничества с «Зенитом», подтверждает руководитель группы по социальным медиа и спецпроектам бренда «Такси Вконтакте» Владислав Кузьменко.

Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»
Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

«Нам интересно общаться с большой аудиторией фанатов «Зенита» и делать удобнее ее дорогу на матчи, – рассказывает Кузьменко «Ведомости. Спорту». – Когда в декабре 2020 г. объявили о сотрудничестве, мы предоставили болельщикам особые условия на поездки до «Газпром арены». Для нас это партнерство работает на повышение лояльности аудитории и рост по поездкам – болельщики активно пользуются сервисом. Стадион довольно далеко от станции метро, а у наших машин есть доступ на специальную стоянку у главного входа».

Евгений Васильев / ФК «Зенит»
Евгений Васильев / ФК «Зенит»

Новая аудитория и новый доход в Европе

Чтобы завоевать новую аудиторию, «Зенит» активнее многих действует в соцсетях. На конец сезона 2020/21 у клуба суммарно почти 4,7 млн подписчиков – это лучший показатель в Премьер-лиге. В «Зените» уверены, что именно эта метрика – ключевой показатель популярности.

Активность аудитории, количество взаимодействий (лайки, комментарии, шеры, репосты) может меняться в зависимости от ситуации – результатов, событий и скандалов внутри клуба. В свою очередь лидерство по числу подписчиков свидетельствует о стабильном интересе к бренду и готовности большего числа людей разделять его ценности. Этот показатель особенно важен при работе со спонсорами и партнерами. Именно объем аудитории и охват публикаций гарантируют, что спонсорскую интеграцию может увидеть наибольшее количество болельщиков, а значит стоимость такой публикации и всего спонсорского контракта растет.

Какие бы решения ни приняло руководство европейского футбола, в «Зените» подчеркивают: клуб стремится к максимально возможному уровню коммерческой независимости.

Подписывайтесь на канал «Ведомости Спорт»

Читайте также:
Овечкин провел последний матч по контракту с «Вашингтоном». И отказался ехать в сборную
Как пенсионер из Махачкалы исполнил свою мечту о кругосветкеИзгнание, тюрьма, смерть: чем грозили советским спортсменам попытки заработать