Найти в Дзене
Wheel-con.ru

Что такое чип-тюнинг?

Процесс тюнинга трактора John Deere от Catsport.ru
Процесс тюнинга трактора John Deere от Catsport.ru

Программное обеспечение уверенно «заходит» в ключевые сферы деятельности человека. Не исключение — автомобильная отрасль, в том числе, дизельный сегмент. Поэтому логично, что одним из самых востребованных направлений в обслуживании автотранспорта стал сложный чип-тюнинг электроники.

Нередко, даже самое прогрессивное нововведение имеет свою оборотную сторону, зачастую, — негативную. Это в полной мере относится к электронным системам автомобилей. Изначально призванные предотвращать поломки и увеличивать производительность авто, теперь чаще мешают эффективно управлять машиной: например перерасход топлива и снижение мощностных характеристик. Современный чип-тюнинг – это, по сути, оптимизация главных параметров электронного «мозга» мотора на уровне программного обеспечения. Ведущие автопроизводители изначально закладывают серьезные ограничения в работу двигателей. Например, из экологических соображений искусственно занижают мощность мотора, как следствие, — снижение грузоподъемности авто (что серьезно затрудняет движение на сложных маршрутах). Другая проблема: для повышения безопасности (это лишь официальная трактовка) намеренно ограничивают возможность быстрого набора скорости. Это негативно сказывается на управляемости транспортного средства. Также чрезмерно завышают параметры обогащения смеси в дизельных двигателях, что естественно приводит к дополнительному расходу топлива. Перечисленные проблемы можно решить посредством чип-тюнинга.

Какие применяют типы «апгрейда»?

1. Увеличение мощности и тяги

Как говорилось выше, заводские настройки не дают использовать мощностные характеристики в полной мере. Одна из причин — ЭБУ автомобиля изначально программируют на сокращение объема вредных выхлопов. Это предполагает отсутствие расхода топлива при росте оборотов мотора. В результате (в ряде диапазонов оборотов) тяга двигателя снижается. Как итог – сложности при прохождении сложных участков трассы или при затяжном обгоне (и в других нестандартных ситуациях). В данной ситуации оптимальный вариант — изменение характеристик впрыска топлива и параметров образования воздушно-топливной смеси. Нет необходимости менять детали двигателя – чип-тюнинг увеличивает крутящий момент дизельных ДВС на уровне ПО. Для увеличения тяги также меняют настройки скорости вращения коленвала. В результате автомобиль значительно легче справляется с подъемами и способен перевозить большие объемы грузов. Это особенно важно для коммерческих перевозчиков.

2. Сокращение расхода топлива

Грамотная калибровка углов опережения зажигания увеличивает крутящий момент и КПД дизельного двигателя – а это прямая экономия (подчеркнем, что это верно в случае применения качественного топлива). Производители закладывают программу, которая обеспечивает повышенную мощность, но никак не сбалансирована относительно расхода топлива. В таком случае расход топлива уменьшают за счет коррекции программы соответствующего контроллера. Ещё один вариант – изменение в программе обогащения смеси. Многим дизельным двигателям для эффективной работы обогащение смеси не требуется вплоть до значений 0,6-0,8 бара турбонаддува. При этом производители делают настройку обогащения при давлении избытка в 0,3 бара. Если грамотно обойти этот момент, получаем экономию до 20%.

3. Экономия на комплектующих

В условиях российских дорог и климата «нежные» элементы дизельных«иностранцев» ломаются раньше срока. Например, сажевые фильтры DPF, датчики NOx, SCR, клапаны EGR. Отключение систем нейтрализации выхлопных газов в рамках чип-тюнинга — возможность успешно продолжать эксплуатацию машины без якобы «жизненно необходимых» элементов.