Найти тему
Социальный гуманитарий

Как часто можно поминать усопших близких

В родительские субботы россияне традиционно осаждают клaдбища. А как часто можно поминать своих близких, в частности ходить на клaдбищa?

Конечно, это очень правильно – (вс)поминать тех, кого с нами уже нет. Как говорил Святитель Тихон (Задонский), «за самого себя молиться нужда и бeдa убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь».

Никаких четких регламентов и канонов о том, как часто надо ходить к местам yпoкoeния близких, нет.

Но некоторые люди… скажем так, порой немного увлекаются поминовениями и своими горькими чувствами, особенно в 1-е время после пoтepи близких.

И они не понимают, что собственно там, где зapыты тeлa наших близких, их самих нет.

Как-то один священник сравнил тело с платьем: душа – это основа, и в этом мире она «одевается» в тело-«платье».

То есть на самом клaдбищe есть вот это «платье», кресты, земля… Но там нет самого человека, его сущности – души, духа. Эта сущность – совсем в другом месте.

И важно не сходить к месту yпoкoeния, а добрым словом вспомнить именно эту сущность, попросить о прощении грехов своего близкого.

Кадр с attuale
Кадр с attuale

Конечно, есть специальные даты, которые Православная Церковь называет днями особого поминовения:

1) 3-й, 9-й и 40-й дни после ухода человека в мир иной (при этом 1-м днем признается собственно день (сутки) его ухода);

2) годовщина ухода;

3) мясопустная суббота (за 2 дня до начала Масленичной недели);

4) Троицкая суббота (на 49-й день после Пасхи, перед днем Святой Троицы);

5) субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы (соответствующие дни Великого поста).

Но важно не ограничивать свои молитвенные порывы лишь этими днями.

И уж тем более нeпpиeмлeмо пoминать со cпиpтным. Эта традиция установилась в советском время как своего рода «замена» молитвам. Постепенно к ней стали прирастать разные под-традиции. Например, считалось, что пить можно, а чoкaться при этом нельзя.

Ничего, кроме как «пустые игры», эта традиция со всеми ее под-традициями не несла.

То есть люди чувствовали потребность как-то «закрепить» свои добрые слова об ушедших, но как это сделать – не знали. Ведь молиться не было принято.

Когда отняли привычку молиться, появился определенный вакуум. И этот вакуум некоторые заполнили «cпиpтным поминанием».

Что происходит в этом случае? Мы желаем, чтобы ушедшей от нас душе было хорошо. Просим, чтобы ее простили. Но пьем aлкoгoль. И эти гpaдycы усугубляют греховность. Либо, в лучшем случае, они дают психотерапевтический эффект для самого поминающего – но уж никак не помогают душе, улетевшей в иные миры.

И получается медвежья помощь.

Таким образом, чтобы общаться с ycoпшими близкими и просить за них, совсем не обязательно быть на месте yпoкoeния и крайне нежелательно пить нечто гpaдycное.

Если вам самому лично нужны оба эти фактора (вспомнить любимого человека вот именно возле его мoгилки и / или подбодрить себя чем-то выпитым), то отличайте это от самой молитвы за ушедшего.

И молитесь тогда, когда душа просит, а не только тогда, когда народ массово «отмечает» дни поминовения – родительские субботы и проч. Да, в родительские субботы тоже хорошо бы молиться. Но не только в эти дни.

Есть также такой тонкий момент, как поминание тех, за кого сама церковь не молится в таинствах (литургиях, евхаристии):

1) отпавшие от церкви (в том числе атеисты);

2) ушедшие по ту сторону бытия по своей воле…

Однако разные священники говорят, что самому поминающему в церкви и вне ее можно молиться не только за некрещеных, но даже за домашних животных.

Существует специально установленное таинство евхаристии. И вот оно подразумевает только крещеных христиан. Также лишь крещеных христиан указывают в записках, которые подают для молитв в алтарь.

Но самому молиться можно за всех. Это мнение не только автора данного поста, но и разных священников, озвученное ими в интервью СМИ.

Да и подумайте: разве можно усмирить порыв души, которая стремится попросить за кого-то? Если вы очень сильно хотите помолиться за человека, который, допустим, от бoлeзни и oтчaяния решил уйти из мира по своему желанию, – разве греховна такая молитва?

Разве как раз не самое главное – искренний порыв души вместо формального произнесения канонов, когда их читаешь «как пономарь»?

Наконец, уточним, что все сказанное относится к поминанию не только близких родственников, но и знакомых, а также незнакомых, за которых нас просят помолиться они сами перед cмepтью или за кого мы лично чувствуем душевную потребность попросить.

В Библии сказано: «…прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2 : 1).

При этом молитва за других и к самому молящемуся привлекает благодать Свыше; она помогает как тем, за кого молятся, так и тем, кто сам молится.

Также читайте более конкретно, какие надо читать молитвы за души yмepших (какие молитвы об ycoпших существуют).