Найти тему
Энергия+

Как работает суперсовременная машина для заправки самолетов, созданная в России

«Газпром нефть» успешно испытала в международном аэропорту Омска первый в России топливозаправщик-трансформер. Уникальная конструктивная схема дает возможность меньше чем за час собрать необходимую модификацию автомобиля из четырех базовых элементов: тягача, подъемной платформы, заправочного модуля и полуприцепа-цистерны. Рассказываем, как устроен топливозаправщик нового типа и в чем его преимущества.

Авиакомпании стремятся максимально сократить время пребывания самолета на земле между полетами. Ведь деньги он приносит, только находясь в небе. В среднем подготовка воздушного судна к вылету занимает 45–50 минут, у некоторых авиакомпаний оно ограничено 35 минутами. Это время четко расписано на множество операций, выполняемых наземными службами. Скорость и качество этих операций крайне важны, ведь даже минутная задержка вылета несет значительные дополнительные затраты для авиакомпании.

Самая сложная и ответственная процедура — это заправка топливом. В России большинство заправок самолетов осуществляют специализированные автомобили — аэродромные топливозаправщики (ТЗА). Они доставляют топливо к самолету из хранилища в собственной цистерне. В некоторых крупных аэропортах используется подземная трубопроводная система, подключенная напрямую к резервуарам для хранения топлива, — этакая аэродромная заправка. В этом случае используется автомобиль-диспенсер, у которого нет собственной цистерны. Через него топливо под давлением подается от колонки (гидрантного колодца) напрямую в крыло самолета. Очевидно, что сфера применения системы ограничена наличием и расположением этих гидрантных колодцев. В то время как ТЗА может подвезти топливо в любую точку аэропорта.

Как заправляют самолеты?

Современный топливозаправщик — гораздо больше, чем просто цистерна с топливом. Это компьютер на колесах, имеющий на борту более десяти различных систем, отвечающих за контроль качества топлива, коммерческий учет, а также обеспечение безопасности движения. Конструктивная схема топливозаправщика состоит из четырех базовых элементов: заправочного модуля, цистерны, подъемной платформы и тягача.

Мозг этой системы — заправочный модуль. Это комплекс современных автоматических систем, отвечающих за коммерческий учет авиатоплива и контроль его качества. Что касается качества, то по всей цепочке движения нефтепродукта, от НПЗ до самолета, топливо проходит минимум четыре этапа контроля. Финальный контроль происходит непосредственно перед заправкой: с участием представителя авиакомпании авиатопливо визуально проверяется на наличие в нем осадка или взвеси. Впрочем, в случае использования современных ТЗА вероятность обнаружить инородные включения мала: в заправочном модуле расположены средства фильтрации, задерживающие частицы размером в 1 микрон.

Учет заправленного топлива сегодня тоже максимально автоматизирован. Все делает система управления заправкой воздушных судов: от выдачи специалисту задания на заправку до контроля массы выданного топлива и моментальной подготовки учетных документов. По оценкам специалистов, ответственных за заправку, автоматизация процесса позволяет сократить время обслуживания воздушного судна на 10–15%.

Самый простой элемент ТЗА — цистерна — тоже оборудована по последнему слову техники. Для защиты от переполнения в ней установлены два независимых датчика. Объем цистерны на топливозаправщиках отличается от аэропорта к аэропорту и зависит от типа обслуживаемых судов. Для международного аэропорта Шереметьево, где заправляются в том числе трансатлантические рейсы, требуются автомобили, способные перевозить до 60 тыс. л авиатоплива. Но для заправки самого большого пассажирского лайнера Airbus A380 требуется несколько топливозаправщиков: объем его топливных баков — 310 тыс. л. Самый распространенный тип топливозаправщиков — ТЗА-22 с объемом цистерны 22 тыс. л. Этого хватает для полной заправки ближнемагистрального самолета Сухой Суперджет 100.

Топливные баки самолета преимущественно расположены в крыльях, там же находится место подсоединения заправочного рукава. У крупнейших самолетов крыло находится на высоте 5 м над землей. Для доступа персонала к крылу топливозаправщики оборудуются специальной подъемной платформой. На ней расположены заправочные рукава, которых для больших самолетов используется сразу два. Это позволяет заполнять баки самолета топливом со скоростью до 2,5 тыс. л в минуту.

Передвижение по перрону аэропорта связано с повышенной опасностью, поэтому особые требования предъявляются как к персоналу, так и к транспортному средству. Скорость движения под крылом самолета ограничена 5 км/ч, а точность маневрирования нужна очень высокая. При полной загрузке только цистерна с авиатопливом может весить более 60 т (что в 35 раз тяжелее среднего седана бизнес-класса), а длина всего автомобиля превышает 18 м. В движение эту сложную и дорогостоящую конструкцию приводит тягач мощностью 400 л. с. В «Газпромнефть-Аэро» безопасность движения ТЗА контролирует спутниковая система «Скаут». Она отслеживает не только скорость автомобиля, но и плавность движения. Безопасность в авиазаправке — на первом месте.

-2

Зачем нужен ТЗА-трансформер?

Как и в случае с самолетом, в работе аэродромного топливозаправщика простои экономически невыгодны. В то же время при необходимости проведения сервисных работ или планового ремонта одного из компонентов стандартного ТЗА на станцию технического обслуживания автомобиль отправляется целиком и выводится из эксплуатации на все это время. Многолетний опыт «Газпромнефть-Аэро» показал, что простои в работе топливозаправщиков практически в равной пропорции вызваны техническими работами с шасси и со специализированным оборудованием (заправочный модуль, цистерна). Соответственно, простоя можно избежать, если ТЗА разбирается на составляющие, а в ремонт отправляется только тот модуль, которому необходимо техобслуживание.

Еще один случай, где использование ТЗА целиком экономически неэффективно, — доставка топлива из одного аэропорта в другой. В такой ситуации можно обойтись только тягачом и цистерной, а заправочный модуль и подъемник оставить для использования на базе.

Руководствуясь принципом «разделяй и получай прибыль», специалисты «Газпромнефть-Аэро» приняли участие в создании и тестировании модульного топливозаправщика с заменяемыми компонентами. Это первый подобный ТЗА, разработанный в России.

Эффективный конструктор

Конструкция модульного топливозаправщика универсальна. Объем цистерны в 50 тыс. л позволяет заправлять любые типы самолетов, от малой авиации до крупнейших широкофюзеляжных лайнеров. Такого количества топлива хватит, чтобы совершить четыре перелета от Москвы до Омска и обратно на среднемагистральном самолете. Уникальность трансформера в том, что собрать «конструктор» можно менее чем за час. А сделать это по силам одному человеку, без использования специальной техники.

Есть три модификации топливозаправщика:

1. Топливозаправщик для любого типа воздушных судов

Для заправки широкофюзеляжных самолетов используется конструкция с подъемной платформой, для средне- и узкофюзеляжных — без нее. Топливозаправщик может работать в аэропорту Омска, где подъемная платформа не требуется, а при необходимости дополнить конфигурацию и отправиться заправлять самолеты в более крупном аэропорту Новосибирска, который принимает в том числе широкофюзеляжные Boeing 747.

2. Транспорт для перевозки топлива по дорогам общего пользования

Для транспортировки авиатоплива между городами использование автомобиля с заправочным модулем неэффективно: последний исключается из производственного процесса, может быть поврежден в пути. Поэтому для оптимизации использования техники в комплектации остаются только тягач и цистерна. Такой вариант удобен для работы в удаленных аэропортах, где нет стационарных хранилищ. Прибывая в аэропорт назначения, такой ТЗА оставляет полную цистерну и забирает пустую.

Причем в этом случае опциональным может быть и тягач: крепление цистерны к шасси универсальное. Так что для использования модификации в качестве бензовоза не нужны тягачи, оборудованные для работы на перроне аэропорта.

3. Мобильный пункт выдачи топлива

Для аэропортов с незначительным авиационным трафиком возможно использовать цистерну в качестве пункта временной выдачи топлива для заправки. Благодаря механическим опорам силами всего лишь одного специалиста возможны отсоединение цистерны от тягача и надежная установка в необходимом месте.

Главное преимущество всей системы — взаимозаменяемость компонентов. При выходе из строя тягача на его место встает другой, и ТЗА продолжает работать без простоев. Благодаря унификации оборудования достигается большая техническая готовность всего топливозаправочного парка. Новый ТЗА уже прошел успешные испытания в аэропорту Омска и будет запущен в серийное производство.

Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».