Сегодня очень быстро становится вчера, а забывается – еще быстрее. Поэтому «Наш край» начинает «Обратный отсчет» – проект, посвященный
150-летию Барановичей. Особенность новой рубрики в том, что рассказывать историю родного города будут не профессиональные историки либо краеведы, а его жители.
1980-е. Главные ворота города и тайна «святого места» в Северном микрорайоне
Слава главных городских ворот прочно закрепилась за проспектом Советским – не так давно здесь даже появился символический паровоз. По привычке Северный считается одним из молодых городских микрорайонов (младше только Боровки), хотя дети новоселов, которые получили здесь квартиры в 1980-х, давно выросли, многие создали свои семьи. Едва ли новые поколения горожан даже догадываются, что не так уж и давно было на месте живописного уголка Барановичей. Рассказывает об этом Болеслав Тумащик – именно он проектировал проспект.
Болеслав Иосифович – коренной житель Барановичей, родился здесь 70 лет назад, несколько десятилетий своей жизни посвятил архитектурному развитию города, в том числе как главный архитектор. Недавно к юбилею был награжден Белорусским союзом архитекторов медалью «За преданность архитектуре и творческие достижения».
– Мало кто уже помнит, что проспект Советский представляет собой искусственную насыпь. Ведь прежде здесь была низина, болотистая местность. А начало проспекту было положено так. Взял у отца рыболовецкие сапоги, вдобавок к этой экипировке архитектор Анатолий Григорьевич Маренич выдал мне и геодезисту Михаилу Бубновскому (я учился с его братом Димой, который впоследствии участвовал в восстановлении Мирского замка) небольшие топорики. Они действительно пригодились – без них мы не справились бы с непролазными зарослями из камыша и прочей болотной растительности, высота которой достигала четырех метров. В какой-то момент я даже чуть не утонул – жижа начала медленно, но верно засасывать. Благо рядом был Михаил, который вовремя протянул мне геодезическую рейку и помог выбраться.
Чтобы через болото проложить проспект, землю возили с улиц Колхозной и Пестеля – пустили в ход железнодорожную насыпь, которая располагалась в том районе еще, возможно, с царских времен, а также из окрестностей деревни Омневичи. А от подтоплений дорогу должны были спасать две огромных бетонных трубы.
За то, что проспект получился широким, мне досталось немало критики, хотя это не было лично моим решением: ширина, если не ошибаюсь, в 23 метра была предусмотрена генеральным планом развития города. С точно таким же непониманием столкнулась архитектор Лукина, которая, имея прекрасное образование, полученное еще в дореволюционном Санкт-Петербурге, в первые послевоенные годы разработала генплан развития Барановичей. Предполагалось, что центральные улицы станут значительно шире, но, когда город восстанавливали из руин, уникальным шансом исправить изначальные масштабы так и не воспользовались. Решение профессионала не поддержали: мол, зачем вчерашнему местечку такие широкие улицы? А сейчас изменить что-либо попросту невозможно…
Трудно сейчас поверить, но озера в Северном микрорайоне тоже не было – его вымывали искусственно на месте болота. Ив, которые сегодня живописно склонились над водной гладью, тоже не было. Не думал, что однажды доживу до того момента, когда в Северном микрорайоне около Светиловского озера поднимется парк, который мне довелось проектировать. «Нет, ничего здесь, сынку, не вырастет», – сказал мне отец, один из первых в Барановичах геодезистов. Там была одна сплошная глина, когда мне доверили руководить работами. Занимался этой проблемой вместе с Натальей Тимощик, нынешним ландшафтным архитектором города, на тот момент мастером зеленхоза. Вряд ли саженцы вообще выжили бы, не привези служба озеленения под каждое деревце по кузову плодородной почвы. Год ушел на то, чтобы она «отлежалась», и только потом высадили деревца. Вот такая непростая судьба у этих деревьев, у этого парка.
Когда начали ровнять землю неподалеку от точки пересечения улиц Пролетарской и Жукова, ко мне подошел старичок:
– Что вы здесь строить будете?
– Да ничего мы здесь строить не будем, парк только заложим.
Услышав такой ответ, старичок заметно повеселел.
– Такое интересное название у вашей деревни – Светиловичи… – говорю ему.
– Ты еще, парень, очень молод и не знаешь, что это было святое место.
Так я узнал, что когда-то тут располагалось капище. Подтверждение словам старожила мы нашли, обнаружив корни двух дубов. Стали ровнять бульдозером бугры – и наткнулись на пни. О том, какие это были прекрасные деревья, остается лишь догадываться – стволы их в обхвате достигали метра. Вообще старичок говорил, что дубов было три. Но остатки третьего так и не нашли, может, он рос дальше.
Деревья были спилены почти под самый корень и присыпаны сверху землей, что не удивительно – вначале с язычеством боролись христиане, потом за дело рьяно взялись атеисты. Кто из них спилил дубы, мы уже вряд ли узнаем. Но память о светиловичском капище, как о части истории, я решил сохранить. Теперь в том святом для предков месте, неподалеку от парка, сходятся четыре пешеходные дорожки.
А сама древняя деревня Светиловичи постепенно растворилась в набирающем силу городе. Где она располагалась прежде? Ориентиром может служить улица Тополевая, которая разрезала деревню на две части. Сама Тополевая, мощенная редким для наших мест розовым камнем, к слову, была не чем иным, как дорогой к кладбищу немецко-фашистских захватчиков в годы оккупации. Кладбище находилось на пригорке, там, где сегодня возвышается квартал жилых домов напротив храма Святого Великомученика Георгия Победоносца. Место сохранило характерный ландшафт с похожими террасами до нашего времени.
Часть Светиловичей «подмял» под себя, расширяясь, завод станкопринадлежностей. Часть старой деревенской застройки по другую сторону улицы слилась с городской. Позднее снесли несколько домов в районе ТЭЦ, и на их месте теперь возвышается современный торговый центр. Так Светиловичи повторили судьбу деревни Барановичи, которая упоминалась еще в шведских хрониках. Светиловичи были еще меньше этой деревни, которая располагалась поблизости, в районе нынешних улиц Долгой и Шевченко. О некогда «преисполненном света» месте напоминают разве что названия на карте – как привет от предков, дошедший до нас из глубины веков.
Виталий ГЕРЦЕВ
Надеемся, уважаемые читатели, что вы не останетесь в стороне от проекта. Если вы хотите дополнить рассказ какими-то интересными подробностями или у вас есть уникальная информация о прошлом Барановичей, которую не найдешь в книгах, звоните, пишите нам на обычную или электронную почту. Также «Наш край» на связи в соцсетях.