Солнечная Ялта навсегда останется в нашей памяти.
Но, поездка на море и особенно с ребенком обязательно, кроме многочисленных экскурсии должна включать и это самое море.
И в Евпатории оно великолепно, это то ради чего сюда стоит ехать не смотря не на какие препятствия и непонимания и все остальное, что сейчас витает вокруг этого райского места. Но, нет больше таких мест в автомобильной доступности и без лишних сложностей для нашего человека.
А курортная жизнь спокойна и доступна, тут мы так же снимали небольшую квартирку ходили за продуктами на местный рынок и просто наслаждались отпуском.
Наша семья больше двух дней не может валяться на пляже, поэтому в поиске новых впечатлений мы отправились в Бахчисарай посмотреть Ханский дворец.
Строительство этого удивительного дворца началось в 16 веке, в период правления хана Сахиб I Гирея. Ранее резиденция крымских ханов располагалась в другом месте, но двор рос, ширился, и в итоге самому правителю, вельможам, многочисленной прислуге и охране стало тесно. Тогда и было решение построить новый дворец, который сегодня мы имеем счастье наблюдать. Самые старые постройки комплекса — это Большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, возведенные в 1532 г.
Этот дворец служит удивительным и, бесспорно, уникальным образцом крымско-татарской архитектуры. Настоящий город в городе: с мечетями, банями, мавзолеями, богато украшенными, расписанными и отделанными с большим тщанием и искусством. Когда эту новую ханскую резиденцию строили, в основу проекта заложили идею воплощения исламских представлений о райских кущах, а каждый последующий правитель добавлял сюда что-то свое. Попадая на территорию ханского дворца, оказываешься в удивительной и таинственной атмосфере Востока.
На территории Ханского дворца можно полюбоваться золотым фонтаном, который пристроен к стене малой ханской мечети. Он скромно стоит в дальнем углу фонтанного дворика, затерявшись среди леса красных колонн. Фонтан сделан из турецкого мрамора и украшен золотом.
Наибольшей популярностью в Ханском дворце пользуется Фонтан слёз. Посетителей данный фонтан манит своей красотой и изысканностью, а также интересной легендой.
"Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил и никого не жалел. Сильный был хан, но сила его уступала жестокости. К трону пришел кровожадный Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.
Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие жалобы и слезы не трогали его сердце, он упивался кровью своих жертв. Трепетали люди, страх бежал впереди имени его.
— Ну и пусть бежит. — говорил хан, — это хорошо, если боятся...
Власть и слава заменяли ему все — и любовь, и ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть.
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили - у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Оно молчит, не отзывается.
Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан. Ослабело сердце хана, и вошла в него любовь. И поросшее шерстью сердце стало совсем человеческое. Голое. Простое.
Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Привез ее главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу. Гарем Бахчисарай деляре фонтан Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Трудно стало великому хану, как простому человеку. Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
— Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Спросил его мастер:
— Хороша была девушка?
— Мало что знаешь ты об этой женщине, — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Что скажешь плохого о ней? Ничего не скажешь, а смерть унесла ее...
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?
- Из камня что выдавишь? — сказал он хану.
- Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая; годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку. И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь... Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы."
Самой таинственной частью Ханского дворца считается гарем. Вход в гарем украшен тонкой цветочной резьбой. В гареме проживало четыре жены хана, одна из которых была старшей женой, а три других – младшие жены
После посещения дворца мы решили отведать местной кухни в ресторан Караван-сарай "Салачик" Стилизованный караван-сарай находится в татарском предместье Бахчисарая Салачик на подъезде к Успенскому скиту и пещерному городу Чуфут-Кале. Демократичный интерьер, летние беседки в саду, низкие татарские лавки-топчаны. Крымскотатарская кухня. Большое мангальное меню. Нет спиртных напитков.
А пока мы отдыхали, нам починили нашу машину и на ней мы отправились домой. На обратном пути мы еще раз заехали в Судак на фестиваль Генуэзский Шлем. А еще побывали на заводе вин в Коктебеле. Но о винах здесь отчего-то нельзя рассказывать, я в этом пока не разобралась. Экскурсия и дегустация там меня очень впечатлили.
Вот такое вышло у нас путешествие на машине в Крым, подводя итоги, мы посмотрели очень многое, и многое еще посмотрим!