В период становления Советского Союза в нашу страну приезжало много иностранцев, кто-то по официальному приглашению властей, а кто-то по своей инициативе – чтобы увидеть, как строится молодое государство.
Мы уже писали о путешествии в СССР Герберта Уэллса и Ромена Роллана. Еще одним именитым автором, мечтавшим о такой поездке, был нобелевский лауреат по литературе, сатирик, автор «Пигмалиона», великий английский драматург Бернард Шоу. И в июле 1931 года его мечта осуществилась.
В 1931 году 75-летний Шоу предпринял кругосветное путешествие, в рамках которого посетил и СССР. Бернард Шоу как сатирик был популярен в нашей стране, и встречать его на перрон Белорусского вокзала столицы пришли сотни москвичей. Надо отметить, что и он отвечал взаимностью своим советским поклонникам. Писатель считал себя социалистом и другом СССР, он горячо приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года. Вернувшись на родину, он написал статью «Плохо понятая Россия».
Но начнем с поездки. Прямо с поезда Бернард Шоу отправился к Мавзолею Ленина, где долго стоял у его гроба.
На посещение Союза Бернард Шоу выделил всего девять дней, которые провел очень насыщенно. Одно из центральных событий поездки – встреча со Сталиным. Вождь принял писателя в своем кремлёвском кабинете, беседа продолжалась почти два с половиной часа. Шоу был одним из первых авторов капиталистического мира, кого Сталин сам пригласил в Кремль. Очевидно, что встречей оба остались довольны, так как все дальнейшие поездки и мероприятия Шоу в нашей стране прошли в самых комфортных условиях.
Знаменитый писатель успел побывать в очень разных местах. Например, по собственному желанию он отправился в колонию для беспризорников, где встретился с малолетними преступниками. Выступая на зоне, писатель признался, что в юношестве тоже занимался воровством, но его ни разу не поймали.
В следующий раз он поехал в коммуну имени Ленина Кирсановского района Тамбовской области. Здесь он пообщался с людьми, побывал на ферме, в пекарне и даже в квартирах работников.
Бернард Шоу встречался с коллегами по цеху. На встрече присутствовали Анатолий Луначарский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Всеволод Иванов и другие. Говорили о том, может ли творчество писателя влиять на жизнь в стране и должен ли автор остро реагировать на все, что происходит в мире.
За девять дней пребывания в Советском Союзе Шоу успел заехать в Горки на чашку чая к вдове Ленина – Крупской, пообедать с режиссером-легендой Константином Станиславским в имении Узкое, где мэтр театра угощал драматурга молоком, а Шоу сказал о режиссере: «Вот самый красивый человек на нашей земле!». Затем Шоу посетил больного Максима Горького, заглянул на выставку картин московских художников и лично побывал на заседании народного суда.
В один из дней Бернард Шоу приехал на Московский электрозавод. Он общался с рабочими, побывал в цехах и зонах отдыха и даже увиделся с членами литературного кружка при заводе.
26 июля в Колонном зале Дома Союзов писатель праздновал свое 75-летие, куда пришли не только приближенные к власти люди, представители творческих профессий, но и простые москвичи. Тронутый таким приемом, свою речь Шоу начал со слова «товарищи», единственного слова, которое он знал по-русски. С ответным приветствием выступил Луначарский. Вообще с Луначарским у Шоу сложились очень теплые отношения, нарком просвещения сопровождал писателя везде и даже устроил в честь отъезда англичанина прощальный ужин.
Вернувшись в Европу, Бернард Шоу много выступал, рассказывал о своей поездке в Советский Союз, давал интервью, где говорил о СССР как о государстве нового формата.
«Советский Союз удержится в России на долгое время. Больше того, он распространится и бесспорно окажет значительное влияние и на все другие государства. Мне думается, что и моей родине со временем предстоит советизироваться, быть может даже на моем веку… Мы живем в беспокойную эпоху, наш Западный мир мечется в поисках выхода из тупика. И неужели теперь, когда Россия может дать нам что-то новое, здравый смысл не подскажет нам помочь ей дать нам то, что она может?»