Найти тему
IndexPro

Как оформить и подать претензию на брокера финансовым регуляторам CySEC, FCA, ASIC и IFSC

Оглавление

Стали жертвой брокера-мошенника? Посредник заблокировал счет и отказывается производить вывод средств? Эти, казалось бы, неразрешимые ситуации все еще имеют шансы на благоприятный исход. Последним шагом по восстановлению справедливости и разрешению спора между клиентом и брокером является жалоба на финансовую компанию его регулятору. Сегодня мы расскажем о том, зачем и в каких случаях стоит оформлять жалобу, подробно объясним, как именно это сделать, и узнаем, каковы шансы на успех.

Станьте инвестором нового поколения – заполните анкету на сайте IndexPro и получайте уведомления об изменениях на рынке!

В каких случаях стоит оформлять официальную жалобу

Представим: вы открыли счет у брокера, начали торговлю и вдруг заметили несоответствие котировок реальным данным. Все бы ничего, но вы успели совершить несколько сделок и понесли немалые убытки. Прежде всего, рассказать о проблеме стоит самому брокеру, написав об этом ему на электронную почту, пообщавшись со службой поддержки или поговорив с менеджерами по телефону. Запомните этот шаг, ведь без предварительного общения с представителями компании последующая жалоба на брокера регуляторами рассмотрена не будет!

-2

Еще несколько важных моментов при обращении в техподдержку и возникновении проблемы:

  • Распишите ситуацию максимально подробно, указав номер счета и ФИО, отметив время случившейся проблемы, точно описав сумму ущерба и объяснив весь перечень совершенных действий;
  • Заранее сделайте скриншоты личного кабинета, графиков активов, сохраните выписки о внесении средств на счет, запечатлите на фото момент получения прибыли и ее сумму, а также зафиксируйте с помощью скринов подтверждение нарушений;
  • Сохраните (в виде снимка экрана) всю переписку и общение со службой поддержки;
  • Используйте все методы связи с брокером для увеличения шансов решения проблемы до подачи жалобы.

Если же ответ от техподдержки так и не был получен, или разрешить конфликт по итогу не удалось, тогда следует воспользоваться обращением к регулятору компании. Напомним, что сотрудничать рекомендуется с учреждениями, которые обладают соответствующей лицензией на деятельность, выданной управляющим органом того или иного государства. Имхо, писать жалобу на брокера без лицензии будет попросту не к кому.

-3

Подача жалобы будет действительно целесообразна в следующих случаях:

  1. Нарушения со стороны брокера (при наличии доказательств), его банкротство;
  2. Предварительная попытка разрешения спора путем обращения в техподдержку брокера (обязательный пункт);
  3. Отказ компании от обязательств, игнорирование проблемы, неудовлетворительный ответ техподдержки, нерешенность ситуации;
  4. Значительная сумма ущерба (чем он больше, тем лучше) — вероятность рассмотрение жалобы клиента, потерявшего 100-200 долларов, очень мала;
  5. Подача жалобы в соответствующую инстанцию: важно, чтобы брокер был резидентом того региона, где он получил лицензию (лицензия CySEC — Кипр, и тд.). Если же подразделение компании имеет лицензию, к примеру, Великобритании, но функционирует оно в РФ, то подавать жалобу британскому регулятору также бессмысленно, как и просить о помощи ЦБ РФ.

Теперь подробнее о жалобах и порядке их оформления на примере трех самых распространенных регуляторов — CySEC (Кипр), FCA (Британия), ASIC (Австрия) и IFSC (Белиз).

Обращение в CySEC

Если решение принято, то первым делом стоит узнать о наименовании регулятора, выдавшего лицензию брокеру. Зачастую этот момент раскрыт на сайте самого посредника, но если о таком компания не упоминала, то достаточно будет загуглить юридическое имя брокера и по ссылкам в поиске найти информацию о его регуляторе.

-4

Одним из самых распространенных является кипрский CySEC, работающий в европейском правовом поле по директиве MiFID. Для подачи жалобы следуйте данной инструкции:

  1. Посетите официальный сайт инстанции регулятора, перейдите на англоязычную версию или используйте встроенный гугл-переводчик для перевода сайта на русский;
  2. Проверьте лицензию брокера путем введения его имени в строке поиска или кликнув на имя компании в полном реестре (Regulated Entities — Investment Firms (Cypriot)). Не забудьте указать именно юридическое имя компании, а не название самой торговой марки или бренда — к примеру, брокер Interactive Brokers выступает под именем Interactive Brokers LLC;
  3. Если лицензия компании действительна, но для подачи жалобы стоит вернуться на главную страницу сайта, нажать на кнопку Investor Protection, после чего перейти в раздел Complaint Regarding CIFS;
  4. В первом блоке заполните данные о себе, по порядку строк: отметьте, как к вам обращаться (мисс, мистер, и тд.), укажите имя, фамилию, номер ID паспорта (а лучше — загранпаспорта), адрес проживания и почтовый код, страну регистрации, и-мейл, номер мобильного и домашний/рабочий номер. Все данные заполняйте исключительно латиницей;
  5. Во втором блоке нужно выбрать ранее упоминавшееся юридическое имя брокера, нажать на нужную причину подачи иска или расписать другую, отсутствующую в перечне, проблему, указать используемый финансовый инструмент в списке или в поле ниже написать о другом, а также указать оспариваемую сумму (например, сумму, которую брокер не дает вывести).
-5

Теперь подробнее о самих причинах заявки. На сайте их всего 9, которые переводятся следующим образом (в порядке сверху вниз):

  1. Претензии по ордерам (проскальзывания, подвисания, фейковые котировки и другое);
  2. Неточные инвестиционные рекомендации брокера (гарантированные посредником советы, сигналы и прочее, что привело к убыткам);
  3. Несоответствующая реальности информация (дата регистрации, лицензии, награды);
  4. Намеренное умалчивание брокером важных финансовых или других моментов (ошибочная прибыльность проекта или инструмента, публикация ложных данных о методах отработки бонусов и т.д.);
  5. Нарушение условий договора, оферты (сюда относятся блокировка вывода средств, списание огромных комиссий и другое);
  6. Претензии по пользовательским настройкам (платформа, графики, а также блокировка аккаунта);
  7. Нарушение брокером законодательства ЕС;
  8. Другая причина (распишите в поле ниже).
-6

Список инструментов состоит из следующих типов: ценные бумаги (акции), долговые обязательства (облигации, ссуды), структурированные ЦБ, бумаги денежного рынка (валюты), ПИФы, производные инструменты (опционы, фьючерсы, свопы), контракты на разницу, другие продукты.

После отправки жалобы нужно только ждать. Скорость ответа регулятора зависит от суммы потерь и от количества поступивших жалоб других трейдеров. На практике CySEC связывается с пострадавшими в течение 2 недель - 3 месяцев.

Инструкцию по подаче жалобы в ASIC и IFSC ищите в расширенной версии материала на нашем сайте.

Подача жалобы в FCA

Для трейдеров, которые работали с брокерами, лицензированными FCA, есть отличная новость — данная лицензия гораздо больше цениться в инвестиционном сообществе и отличается более высокими взносами, а поэтому посредник вряд-ли захочет ее потерять, что увеличивает шансы на успех. Для подачи иска регулятору нужно:

  1. Посетить сайт омбудсмена;
  2. Нажать на Make a Complaint, затем пролистать вниз и выбрать пункт Complain online;
  3. Кликнуть на Complain about a financial business и заполнить форму, используя встроенный переводчик в строке домена;
  4. Прикрепить (при наличии) файлы, например скриншоты или аудио-записи, подтверждающие факт нарушения.
-7

На сайте указано, что ответ поступит в течение 10 рабочих дней. Далее омбудсмен должен обратиться непосредственно к брокеру, и если трейдер окажется прав, то ситуация быстро разрешиться в его пользу.

В отличие от CySEC, FCA индивидуальных жалоб на официальном сайте не принимает. В случае с омбудсменом, жалобу можно подать на протяжении 6 месяцев с момента возникновения проблемы. В тяжелых случаях дело доходит до суда, где от клиента требуется нотариальный перевод документов и всех улик, а иногда и личное присутствие. Стоит ли борьба таких вложений, решать только вам.

Заключение

Плачевные и, казалось бы, неразрешимые ситуации, на практике не всегда являются такими. Пострадавшие клиенты всегда могут обратиться к регулятору брокера, под лицензией которого он работает. Запомните, что начинать сотрудничество с посредником без разрешения органов не очень удачная идея, ведь в случае проблем обращаться будет не к кому. Если предварительное общение с техподдержкой и представителями брокера не разрешило ситуацию, то последним шансом на успех будет подача жалобы его регулятору. Для этого потребуется подробное описание проблемы, немалая сумма ущерба, наличие доказательств вины брокера, а также ранее подтвержденное общение с техподдержкой.

Европейские регуляторы, как правило, рассматривают жалобы быстрее, нежели оффшорные, и всегда стоят на стороне трейдеров. Оформление жалобы на их сайтах более простое и понятное, нежели подача заявления оффшорным регуляторам: последние не всегда рассматривают индивидуальные и какие-либо другие претензии, а если и рассматривают, то создают максимально неудобный способ для их описания. Помните, что лучший способ избежать проблем — это предотвратить их. Выбирайте только проверенных посредников, консультируйтесь с экспертами, проверяйте черные списки компаний перед началом сотрудничества и будьте уверены в своей безопасности!