Прежде чем делать какие-либо вложения, проведите маркетинговые исследования и составьте бизнес-план. Эти действия необходимы, вне зависимости от выбранного формата производства.
Конечно, можно потратить деньги, заказав маркетинговое исследование у специалистов. Но если в ваших планах нет устройства международного холдинга по выпуску пакетов «майка», и интересы ограничиваются продажей упаковки для нужд ближайших фермерских хозяйств Вилла-Кукуево и торговых точек на трассе Рублево-Фигасево, проведите свой маркетинг.
Рассмотрим параметры, которые обязательно стоит изучить.
Потребители. Подумайте, кто станет вашим покупателем, какую продукцию и в каких масштабах будет закупать. Примите во внимание сезонный спрос (если планируете сотрудничать со строительными компаниями и сельским хозяйством). Оцените и удаленность покупателей от вашего склада (цена и сроки доставки имеют значение!).
Совет: воспользуйтесь личными связями и проведите исследования в бизнес-среде, узнайте о потребностях разных компаний в пленке или мешках, объемах, ценах, конкурентах и пр.
Конкуренты. Проанализируйте, кто поставляет продукцию в ваш регион, есть ли местные производители. Оцените качество их товара, стоимость, условия поставки.
Поставщики сырья. Определите условия, на которых вы будете получать сырье для своего цеха. Оценивайте стоимость, сроки доставки, порядок расчетов, гарантии производителя, объемы партий и все, что сочтете важным для конкретно вашего бизнеса.
Совет: сравните несколько предложений и определите двух-трех поставщиков, с максимально выгодными для вас условиями.
Инфраструктура бизнеса. На этом этапе определите, где будет располагаться ваше предприятие и кем обслуживаться. Экономичные варианты хороши, если не пострадают другие процессы.
Например, выбрав дешевую аренду помещения за 120 км от потребителей и жд станции, вы рискуете разорить бизнес. Транспортные расходы на перевозку контейнеров с ПЭТ- гранулами и доставка готовой продукции на трассу Рублево-Фигасево станут основной статьей затрат, на другие расходы денег уже не будет.
Количество персонала зависит от модели ведения бизнеса, его объемов и стратегии. Оцените рынок труда в вашем регионе, уровень средних зарплат, спрогнозируйте фонд заработной платы своего предприятия.
Изучите трудовое законодательство, подумайте, как будете оформлять отношения с сотрудниками, сколько налогов платить.
Пройдя этот несложный путь, нужно составить бизнес-план.
Шаг 1. Составляем бизнес-план
Если вы намерены обратиться в банк за кредитом на оборудование, бизнес-план потребуют обязательно. Тем, кто рассчитывает на собственный капитал, тоже не стоит пренебрегать планированием. Составьте простой прогноз, учитывая данные маркетингового исследования и особенности технологического процесса.
Оцените:
- Перспективы сбыта. Ориентируясь на плановую мощность оборудования, оценивайте реальные перспективы продаж. Например, при мощности линии в 5000 целлофановых мешков в час, за месяц вы сможете произвести 880 000 единиц. Сколько из них вы продадите в первый месяц работы и последующие?
- Цены и условия расчетов с клиентами. Крупные оптовики захотят индивидуальных условий: низких цен, отсрочек платежа. Отразите это в своих прогнозах.
- Условия поставки сырья. Приготовьтесь покупать сырье по предоплате. Изменить условия и получить скидки и отсрочки можно, став постоянным клиентом крупного поставщика. В бизнес-плане учтите расходы на запас сырья, доставку и хранение.
- Бизнес–процессы и расходы на обслуживание производства. Определите, как будут работать все подразделения вашего предприятия и сколько расходов понадобится на его содержание.
В результате всех расчетов у вас получится прогноз доходов и расходов производства на ближайшую перспективу.
Для новичков простой путь: бесплатно скачать готовый бизнес-план и доработать его с учетом своих параметров, получив реалистичный прогноз.
Пример бизнес-плана с расчетами доходов и расходов на два года.
Шаг 2. Регистрируем бизнес
На этом этапе нужно определить форму собственности: ООО или ИП. Последний вариант предпочитают большинство предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Объясняется это простым процессом регистрации и отчетностью: предприниматель сдает ежегодную декларацию о доходах.
Важно! При регистрации нужно выбрать коды деятельности ОКВЭД. Подходят 25.22 и 51.47 (производство пластмассовых изделий для упаковки; оптовая торговля непродовольственными товарами).
На регистрацию своего дела потребуется от одной до трех недель, в зависимости от выбранной формы.
Шаг 3. Выбираем помещение
При поиске помещения пользуйтесь следующими параметрами:
- Площадь и высота потолков. Для мини-линии достаточно помещения со стандартной высотой потолков, площадью от 10 м2. Полный цикл потребует особых условий: помещение должно быть с высокими потолками, иметь определенный температурный режим для работы автоматики и экструдера (в нем происходит плавка гранул ПЭТ).
- Площадь помещения должна быть достаточной для хранения сырья и готовой продукции, размещения персонала (раздевалка, офис, кладовая и т.д.)
- Вентиляция и коммуникации. Производство ПЭТ – небезопасный для здоровья процесс, поэтому в помещении должна быть хорошая вентиляционная система. Проверьте качество и других коммуникаций: электрической проводки, системы водоснабжения и канализацию, отопление.
- Подъездные пути. Важно наличие пандуса или зоны для погрузо-разгрузочных работ.
- Инфраструктура и месторасположение. В идеале ваше предприятие должно располагаться в непосредственной близости к потребителям и поставщикам сырья. Но чудес не бывает, поэтому ищите компромисс, оценивая предложения не только по величине арендной платы, но и по удобству для ведения деятельности.
Шаг 4. Подбираем персонал
Количество персонала зависит от масштабов и специфики работы. Для обслуживания одной линии при работе в одну смену достаточно двух рабочих и бригадира с функциями техника-наладчика. Кроме основного персонала могут потребоваться менеджер отдела сбыта, водитель-экспедитор, кладовщик. Возможно, все эти функции будет выполнять сам предприниматель.
На этом этапе нужно зафиксировать отношения с работниками по найму, заключив контракты, определив условия труда.
Шаг 5. Закупаем сырье и оборудование
При выборе оборудования получите консультации продавцов – дилеров крупных производителей линий. Определите необходимый состав вашей линии (экструдер, вырубной станок, линия пакетов, флексопечать и пр.). Не обязательно сразу приобретать полный набор: рисунки на пакеты можно заказывать на стороне, экономя на приобретении дорогой флексопечати.
Планируйте сроки на этом этапе с учетом доставки, сборки и пуско-наладки оборудования.
Покупая сырье, не забудьте получить сертификаты на соответствие ГОСТам:
- полиэтиленовая пленка высокого давления, для пищевых продуктов ГОСТ 16337-77 (ПВД);
- пленка низкого давления, для сыпучих сухих продуктов ГОСТ 16338-85 (ПНД).
Не забудьте о мебели и оснащении производства — столы и стулья, шкафы для документов и одежды, сейф, оргтехника.
Шаг 6. Запускаем бизнес и начинаем сбыт
После регистрации предприятия, технического запуска оборудования и обучения персонала, приступайте к производству. К открытию у вас уже должны быть заключены контракты на поставку готовой продукции.
Специалисты рекомендуют запуск при гарантированной загрузке от 50%. В течение первых двух месяцев работы необходимо обеспечить загрузку (и сбыт) не менее 70% расчетной мощности линии.
Что нужно, чтобы правильно оформить бизнес
Кроме регистрации предприятия (ООО или ИП) нужно получить разрешение местной администрации. Открытие цеха ПЭТ потребует разрешительной документации от СЭС, пожарной охраны, энергонадзора, экологов.
Получить сертификат о соответствии готовой продукции стандарту ГОСТ вы сможете после старта, предоставив образцы на экспертизу.