Найти тему

Как отличить фейк от качественных медиа. 10 признаков

Оглавление

Критерии достоверности в работе СМИ, критерии специалистов.

1. Тип и идеология СМИ (правительственные, нейтральные, оппозиционные; качественные и нет; деловые, научные, развлекательные и т. д.), которые формируются путем подбора соответствующих фактов и оценок для создания картины действительности.

2. Характер журналистской направленности материалов, который выражается через речевые характеристики, предъявление сведений, воздействие экспрессией и художественными средствами, обработку фактов, манипуляцию, дискредитацию, развлечения. В достоверных материалах факт преобладает над эмоцией, нет однобокой подачи материала и т. д.

3. Названия рубрик и жанров, с помощью которых появляется определенное восприятие информации читателем: хроника, новости, аналитика, утилитарные жанры типа донос, клевета, сплетни, газетная утка, комплимент, бахвальство, имидж, гедонистические жанры, например байки, житейская история, анекдот, легенда, очерковые и сатирические формы и т. д.

-2

4. Наличие возможности верифицировать информацию путем получения данных из альтернативных источников (иных СМИ, официальных документов, от очевидцев событий). Этот пункт основной и основополагающий не только среди критериев достоверности, но и во всей работе журналиста.

5. Надежность источников информации, на которые ссылаются журналисты. Они должны иметь хорошую репутацию и авторитетность. Ссылки при этом должны сопровождаться гиперссылкой (в случае с онлайн-изданиями) или очень четким указанием на источник. Анонимные, необозначенные, неясные источники должны вызывать недоверие аудитории к представленной информации и осторожность в работе с ней.

6. Типы и виды информации, которые в зависимости от своего вида обладают разным уровнем достоверности. В журналистских материалах это могут быть факты, оценки, нормативы, мнения, гипотезы, прогнозы, версии, фактоиды, слухи, байки, фейки, информация «из вторых рук». Именно фактологическая информация обозначает границы описываемого во времени и пространстве, помогает дать аудитории относительно объективную версию положения дел.

7. Смысловое соответствие заголовка, лида, содержания текста, изображения друг другу. Между ними должна присутствовать связь, факты должны соотноситься друг с другом, иначе возникают сомнения в правдивости как источника, так и самого материала.

8. Точность, полнота и достаточность информации, которые достигаются путем использования специфических приемов; имена собственные (личные имена, географические названия, названия учреждений и организаций), обширная терминология, специальная лексика из разных областей знаний и профессий, даты, цифры, статистические данные. Все это позволяет автору текста воздействовать на смысловое поле аудитории в нужном ему направлении.

-3

9. Объективность, выражающаяся через ссылки на источники информации; показ нескольких мнений разных сторон, если они присутствуют; аргументация позиции журналиста; цитирование упоминаемых в материале персон, мнений и комментариев экспертов; подтверждение данных документацией.

10. Языковые средства, используемые в материале, могут также указывать на достоверность события, но для этого необходимо вычленять смыслы из комплекса многоярусных слов-верификаторов, чтобы прежде всего выявить соответствие написанного реальному положению дел, а также правильно определить позицию говорящего.

Особо стоит отметить проблему с так называемыми «пародийными» изданиями, о которых уже шла речь. К сожалению, они оказывают и — увы! — будут оказывать влияние на российский медиаландшафт. Более того, стоит отметить, что поскольку пародийные издания не являются официальными медиа и не зарегистрированы в реестре СМИ, то никакой ответственности по Федеральному закону от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”»1 они не несут. И даже если рассматривать данные издания в качестве блогов с аудиторией свыше 3000 пользователей, то надо отметить, что чаще всего они упоминают о своей сатирической направленности, чем, по сути, снимают с себя ответственность.

***

Фрагмент из книги "Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить"

-4

Автор – доктор филологических наук, профессор СПБГУ, профессиональный журналист, имеет более 200 научных публикаций.
Книга содержит реальные примеры фейковых новостей с разоблачениями.