Как понять, кто же главный герой? Об этом мы расскажем в нашей статье из цикла материалов про кино.
Определить главного героя фильма, как правило, нетрудно: это тот, о ком идёт повествование, о ком решили рассказать авторы. По ходу кинематографической истории центральный персонаж совершает поступки, преодолевает те или иные сложности, меняясь и преображаясь. Этот путь к заветной цели включает ряд этапов и называется аркой героя.
Разбираем на примере
Внутреннюю трансформацию переживает директор магазина – главный герой фильма «Другие люди». На первом этапе это жёсткий бизнесмен, для которого основная цель – прибыль. Ему категорически не нравится, что приходящий в магазин старик изо дня в день бесплатно читает дорогостоящую книгу, а сердобольная сотрудница позволяет это делать и, более того, приносит дедушке стул.
Второй этап – духовный перелом. Главный герой начинает иначе смотреть на все происходящее, меняет своё отношение и меняется сам. К директору приходит понимание, что пожилой посетитель попросту не может позволить себе покупку, и придумывает, как помочь старичку. Он слегка деформирует книжку, что позволяет уценить ее, значительно снизить стоимость – такое приобретение уже вполне по силам пенсионеру.
На третьем этапе духовная трансформация героя становится ещё более очевидной: он утверждается в своей гуманной позиции и решает создать в магазине уголок, в котором каждый может посидеть и почитать интересную книгу. Таким образом, мы видим, как герой внутренне преображается, как меняются его убеждения и поступки.
В некоторых картинах внешняя среда меняется сильнее, чем центральный персонаж или его убеждения. Например, в фильме «Лила» поступки героини приводят к значительным переменам окружающей реальности, однако даже в таких случаях происходят внутренние трансформации героев, пусть и не всегда явные на первый взгляд.
Предлагаем посмотреть фильмы, делая акцент именно на этой теме. Попытайтесь ответить на вопрос: обязательно ли герой должен поменяться по ходу действия?
Важные моменты
Являясь центром киноповествования, герой не существует сам по себе. Как правило, в сюжете присутствует и антигерой или, как его ещё называют, антагонист. Эту роль может сыграть не только отдельно взятый персонаж, но и целая группа соперников, а также стихия, время, природный катаклизм, другие факторы и обстоятельства.
Также в фильме может присутствовать желаемый объект: конкретный предмет, который хочется заполучить, человек, с которым хочется установить взаимодействие, цель, которой хочется достичь, например, победа в спортивном состязании. У героя могут быть друзья или соратники, которые находятся рядом с ним и помогают на каком-то из этапов. Такими помощниками являются, в частности, Конек-Горбунок или хоббиты, друзья Фродо.
Интересно, что в качестве героя может выступать не только человек, но и дом, лес, море, нечто абстрактное, как, например, в фильмах «Ледники Чёрного Июса» или «Терра». Кроме того, герой может быть типичным, скажем, обыкновенным школьником, или нетипичным. Нетипичными героями оказываются, к примеру, дети-волшебники, которые борются со злодеями в фильмах о Гарри Поттере или мультфильме «В лесу забытых зонтов».
Единство и борьба противоположностей
В кино всегда присутствует драматургический конфликт, который выполняет важную функцию, являясь осью сюжета. Это противостояние может быть внешним или внутренним. Внешний конфликт – борьба между героем и внешними силами: антагонистом, природной стихией или определенными ситуациями. Внутренний конфликт – это борьба героя внутри него самого. Здесь в противоборство вступают цели героя, его потребности и реальные возможности.
За центральной фигурой фильма всегда интересно наблюдать, анализировать поступки и убеждения героя, следить, как он меняется на своём пути. Предлагаем вам самостоятельно разобрать персонажа из вашего любимого фильма. Какой он, какая его цель, с какими препятствиями он встречается? Кто ему помогает? Как он меняется за весь фильм? Смотрите кино с удовольствием и пользой вместе с «Ноль Плюс».