Найти тему
Ноль Плюс

Он в центре: кто такой главный герой?

Как понять, кто же главный герой? Об этом мы расскажем в нашей статье из цикла материалов про кино.

Определить главного героя фильма, как правило, нетрудно: это тот, о ком идёт повествование, о ком решили рассказать авторы. По ходу кинематографической истории центральный персонаж совершает поступки, преодолевает те или иные сложности, меняясь и преображаясь. Этот путь к заветной цели включает ряд этапов и называется аркой героя.

Разбираем на примере

Внутреннюю трансформацию переживает директор магазина – главный герой фильма «Другие люди». На первом этапе это жёсткий бизнесмен, для которого основная цель – прибыль. Ему категорически не нравится, что приходящий в магазин старик изо дня в день бесплатно читает дорогостоящую книгу, а сердобольная сотрудница позволяет это делать и, более того, приносит дедушке стул.

кадр из короткометражного фильма “Другие люди”, режиссер Кирилл Косолапов
кадр из короткометражного фильма “Другие люди”, режиссер Кирилл Косолапов

Второй этап – духовный перелом. Главный герой начинает иначе смотреть на все происходящее, меняет своё отношение и меняется сам. К директору приходит понимание, что пожилой посетитель попросту не может позволить себе покупку, и придумывает, как помочь старичку. Он слегка деформирует книжку, что позволяет уценить ее, значительно снизить стоимость – такое приобретение уже вполне по силам пенсионеру.

На третьем этапе духовная трансформация героя становится ещё более очевидной: он утверждается в своей гуманной позиции и решает создать в магазине уголок, в котором каждый может посидеть и почитать интересную книгу. Таким образом, мы видим, как герой внутренне преображается, как меняются его убеждения и поступки.

кадр из короткометражного фильма “Другие люди”, режиссер Кирилл Косолапов
кадр из короткометражного фильма “Другие люди”, режиссер Кирилл Косолапов

В некоторых картинах внешняя среда меняется сильнее, чем центральный персонаж или его убеждения. Например, в фильме «Лила» поступки героини приводят к значительным переменам окружающей реальности, однако даже в таких случаях происходят внутренние трансформации героев, пусть и не всегда явные на первый взгляд.

кадр из короткометражного фильма “Lila”, режиссер Карлос Ласкано
кадр из короткометражного фильма “Lila”, режиссер Карлос Ласкано

Предлагаем посмотреть фильмы, делая акцент именно на этой теме. Попытайтесь ответить на вопрос: обязательно ли герой должен поменяться по ходу действия?

Важные моменты

Являясь центром киноповествования, герой не существует сам по себе. Как правило, в сюжете присутствует и антигерой или, как его ещё называют, антагонист. Эту роль может сыграть не только отдельно взятый персонаж, но и целая группа соперников, а также стихия, время, природный катаклизм, другие факторы и обстоятельства.

Природный катаклизм как антагонист. Изображение взято с freepik.com
Природный катаклизм как антагонист. Изображение взято с freepik.com

Также в фильме может присутствовать желаемый объект: конкретный предмет, который хочется заполучить, человек, с которым хочется установить взаимодействие, цель, которой хочется достичь, например, победа в спортивном состязании. У героя могут быть друзья или соратники, которые находятся рядом с ним и помогают на каком-то из этапов. Такими помощниками являются, в частности, Конек-Горбунок или хоббиты, друзья Фродо.

кадр из мультфильма “Конёк-Горбунок”, режиссер Иван Иванов-Вано
кадр из мультфильма “Конёк-Горбунок”, режиссер Иван Иванов-Вано

Интересно, что в качестве героя может выступать не только человек, но и дом, лес, море, нечто абстрактное, как, например, в фильмах «Ледники Чёрного Июса» или «Терра». Кроме того, герой может быть типичным, скажем, обыкновенным школьником, или нетипичным. Нетипичными героями оказываются, к примеру, дети-волшебники, которые борются со злодеями в фильмах о Гарри Поттере или мультфильме «В лесу забытых зонтов».

Единство и борьба противоположностей

В кино всегда присутствует драматургический конфликт, который выполняет важную функцию, являясь осью сюжета. Это противостояние может быть внешним или внутренним. Внешний конфликт – борьба между героем и внешними силами: антагонистом, природной стихией или определенными ситуациями. Внутренний конфликт – это борьба героя внутри него самого. Здесь в противоборство вступают цели героя, его потребности и реальные возможности.

За центральной фигурой фильма всегда интересно наблюдать, анализировать поступки и убеждения героя, следить, как он меняется на своём пути. Предлагаем вам самостоятельно разобрать персонажа из вашего любимого фильма. Какой он, какая его цель, с какими препятствиями он встречается? Кто ему помогает? Как он меняется за весь фильм? Смотрите кино с удовольствием и пользой вместе с «Ноль Плюс».

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц