Арине всего 14 лет, но она уже училась в Финляндии, США, России и Англии. Она рассказывает об опыте иностранного обучения и о том, чем отличается российское образование от зарубежного.
Об этом сообщает портал Мел.фм.
В Америке
Арина родилась в России и жила здесь до шести лет. В 2011 году её мама выиграла грант программы Фулбрайт и годовую стажировку в США. Они уехали вместе. У Арины тогда не было ощущения, будто она поехала в другую страну. Она была еще совсем маленькая, чтобы это осознать.
Арина училась в государственной американской школе в Нью-Йорке. У неё были проблемы с языком — она не могла полноценно участвовать в обсуждении на уроках.
«Мой уровень английского был даже ниже, чем Beginner: я знала только фразы приветствия и алфавит. Если сейчас я не понимаю других или не могу ответить учителю, то начинаю переживать. А тогда я не обращала на это внимания. Когда ты ребенок, у тебя нет этих страхов. Ну, не понимаю я их и не понимаю — они меня тоже не понимают.
У меня даже была подруга Шанель, с которой мы общались каждый день. Она не знала русского, а я не знала английского, но это нам никак не мешало. А ещё по выходным я ходила в русскую школу, где я могла говорить с другими детьми. Мне это очень нравилось.
Получилось, что я не успела окончить детский сад в родном городе, но окончила первый класс в американской школе. Там дети идут в школу на год раньше. А после 4-х месяцев в Нью-Йорке я вернулась домой, в Россию».
В Финляндии
Всю начальную и среднюю школу до конца 7-го класса Арина училась в Самаре. А потом её мама получила позицию приглашенной исследовательницы в Университете Хельсинки. Это было только на три месяца, она предложила поехать вместе. Арине нужно было пропустить всего одну четверть в российской школе. С мамой они подумали, что из этого получится интересный эксперимент и Арина согласилась.
В Хельсинки Арину определили в финско-русскую школу. Половина учителей в этой школе были русскоязычные, другая половина — финны, которые знали русский. То же самое с учениками. Обучение в основном проходило на финском языке, но некоторые предметы преподавались на русском (например, география и информатика).
«Во время уроков мы много работали на компьютерах. Например, по математике у меня вообще не было тетрадей. В 8 классе всем детям выдают ноутбуки для выполнения домашнего задания и классной работы. На протяжении всего учебного процесса ноутбук полностью твой. Его нужно вернуть только по окончании обучения в школе. Ученикам младших классов выдают айпады, но ими дети пользуются только в школе.
Помимо электронной техники школа бесплатно выдает каждому ученику в начале года комплект, в который входят тетради, учебники, канцелярские принадлежности и все остальное, что необходимо в учебном процессе».
О проблемах в российской школе
Арина поехала в Финляндию как ученица по обмену. Её российская школа в Самаре и финско-русская школа в Хельсинки заключили договор, где были прописаны даты её визита. Арине перезачли оценки из финской школы, но добиться этого получилось не сразу: в Финляндии десятибалльная система оценивания, и это вызвало затруднение у администраторов российской школы. Они долго не хотели ставить финские оценки Арины в аттестат за первую четверть. Пришлось вмешаться родителям.
«Я также столкнулась с непониманием со стороны учителей до и после поездки. К примеру, когда в мае я сказала своей учительнице по английскому, что уезжаю, она отнеслась к этому скептически: «А ты знаешь, что в Финляндии в твоем возрасте они только учатся крестики-нолики рисовать?»
Когда я вернулась, в школе опять начались конфликты. Учителей раздражало, что я не могла сразу влиться в учебу, не успела пройти темы, которые пропустила. Я ещё стала поправлять произношение своей учительницы по английскому. После уважительного отношения ко мне в финской школе я больше не могла не замечать грубостей, которые позволяли себе некоторые российские учителя в отношении учеников.
В Финляндии учителя очень дружелюбные: с ними можно поделиться своими переживаниями или просто поболтать. Все учителя относятся к тебе и твоему мнению с уважением».
Про отличия финской и российской школы
Финская система образования понравилась Арине больше всего.
«Если ты не сделал домашнее задание в России, тебе сразу ставят двойку. Всё построено на каждодневном зарабатывании оценок. Тебе постоянно о них напоминают. Положительная оценка учителя — твоя основная цель на протяжении всего обучения в школе.
В финской школе другой подход. Оценок и оценивания там гораздо меньше. Если ты не сделал домашнее задание, тебе просто ставят минус, если сделал — плюс. Хотя это учитывается при выставлении финальных оценок, давления на детей гораздо меньше. Работа на уроке оценивается по такому же принципу. Если ты активно участвуешь — плюс, если нет — учитель может написать тебе сообщение и сказать, что надо немного больше работать. Оценки ставятся только за тесты несколько раз за четверть и посмотреть их можно только в личном кабинете.
Учителя никогда не оглашают результаты теста при всем классе, чтобы дети не сравнивали себя друг с другом, не думали, что они хуже или лучше других.
Главная цель финской школы в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они шли в школу с удовольствием. В школу здесь я ходила с большим энтузиазмом, просыпалась с мыслью о том, что меня ждет прекрасный день в школе. У меня были замечательные отношения с одноклассниками и детьми из других классов. Меня с первого дня приняли как родную, все хотели со мной познакомиться, спросить, как я долетела. Мы сразу начали обмениваться контактами.
Если тебе очень грустно или ты сильно тревожишься по какому-то поводу, можно пойти к школьному психологу и рассказать об этом. Ты имеешь право не ходить в школу, пока твои проблемы не разрешатся или пока не пройдет кризис. В Финляндии считается, что твое психическое здоровье гораздо важнее 100%-й посещаемости.
Кроме того, учителям в Финляндии запрещено делать детям замечания по поводу их внешнего вида, так как это может негативно повлиять на самооценку. В этом плане там детям предоставляется свобода самовыражения, для них создается свободная от осуждения среда.
Можно красить волосы, делать яркий макияж, ходить на каблуках, и ничего за это не будет. То же самое касается и учителей.
В Англии
Сейчас Арина учится в 10-м классе в муниципальной школе Jesmond Park Academy, в городе Newcastle upon Tyne на севере Англии. В Англии 13 классов школьного образования, из которых два последних необязательны, но необходимы для поступления в университет.
«Получается, тут начинают учиться на год раньше, чем мы, и заканчивают школу на год позже. В будущем я планирую поменять нынешнюю школу, мне она не совсем подходит.
Я бы не отказалась учиться в частной школе, но обучение в них дорогостоящее, от 1,5 млн рублей в год. Местная система школьного образования сильно отличается от российской. Тут, например, много католических школ или тех, где мальчики и девочки обучаются раздельно. У многих из этих школ высокая репутация, но для меня учиться там было бы слишком непривычно.
Переезд в Англию не был для меня неожиданностью, так как здесь работает моя мама. Ещё со второго класса школы я знала, что когда-нибудь окажусь в этой стране. С датой переезда мы определились в апреле 2020 года, но до последнего момента я не верила в то, что это произойдет.
Программу российской школы я не бросаю. В России я перевелась на семейное обучение, планирую сдавать ОГЭ в России вместе со всеми. Если только его не отменят из-за коронавируса.
Моя главная трудность сейчас — это английский язык, много информации на уроках пока проходит мимо меня, хотя сама программа довольно лёгкая. Я это вижу по темам, которые они проходят. Например, некоторые темы по химии, которые мы изучаем тут, в России я прошла два года назад. В то же время выучить все химические термины на английском сходу просто невозможно. Для этого нужно время. Мне гораздо легче общаться с детьми, разговорный английский легче академического.
Кроме того, в первое время мне было сложно включиться в местные ритуалы вежливости. В Англии, на предложение выпить чашку чая нельзя просто ответить «нет» или сказать «я не хочу чай»; от собеседника ожидают услышать «yes, please» или «no, thank you», иначе можно показаться грубым или невоспитанным. Еще для меня было странно, что англичане много улыбаются, даже незнакомым людям на улице или в автобусе.
Учителя в Англии официальны и бывают достаточно холодны. Как и в России — тут нет теплых дружеских отношений с детьми. Однако здесь они относятся к любому ученику как к личности, и стараются уделять время каждому. Интересный факт, что в то время как в Англии используют Мисс/ Мистер и фамилию, а в России обращаются к педагогу только по имени и отчеству, в Финляндии принято называть учителя просто по имени».
Об особенностях английской школы
1. Перемены только две: 10 минут и один час. У меня в день шесть уроков, и, когда перемены нет, мы просто переходим из одного кабинета в другой. При этом с опозданиями здесь очень строго: их вписывают в личное дело и это может негативно сказаться на годовых результатах ученика.
2. Школьная форма. Для сравнения — в России за исключением каких-либо частных или специализированных школ как таковой школьной формы нет, есть только дресс-код. А здесь у каждой школы она своя, вплоть до курток и заколок для волос. Исключений у этого правила нет, все одеты абсолютно одинаково. Обычно у школы есть договор с производителем и форму покупают через сайт школы.
3. Много предметов на выбор. Помимо основных предметов (математика, английский язык, литература, химия, физика, биология), вы можете выбрать драму, IT, психологию, инженерное дело, бизнес и менеджмент, историю, географию, медиа, дизайн и многое другое. В отличие от финской школы, здесь это не просто кружки, а полноценные предметы, по которым потом сдают экзамены. За счет широкого выбора предметов расписание у каждого ученика индивидуальное, одноклассники видят тут друг друга намного реже, чем в России и Финляндии.
4. Буллинг здесь строго запрещен. Учеников, которые отличаются от остальных, тут не дразнят. В школе учатся дети разных национальностей и вероисповеданий. Есть девочки, которые носят хиджаб и мальчики с кипой на голове. У многих детей есть акцент, английский для них это второй или третий язык. Это помогло мне перестать стесняться своего произношения.
Сейчас Арина думает о переезде обратно в Россию, но не отрицает, что в будущем её планы изменятся.
«Если честно, я до сих пор нахожусь в стадии адаптации, многое мне непривычно. После 8 лет учебы в российской школе я привыкла к ее высокому темпу и загруженности и вижу, что ее программа сильно опережает программы других стран.
Мой любимый предмет — это математика, по которой в России нагрузка намного больше, поэтому мне не совсем понятно, зачем я на данный момент прохожу то, что я уже знаю, хоть и на другом языке. Я думаю, финнам и англичанам было бы тяжело успевать за российской программой. Наша школьная нагрузка гораздо больше».
Чего не хватает российской школе
«В финской школе были шкафчики, это очень удобно. Я мечтаю, чтобы в российских школах они тоже были, потому что таскать каждый день по шесть учебников — это нагрузка для спины.
Я думаю, что школьная форма в Англии существует не просто так. Это нужно для того, чтобы все дети выглядели одинаково опрятно, и чтобы исключить буллинг, разговоры о том, у кого сколько зарабатывают родители. Также сама проблема буллинга в российских школах на уровне руководства не воспринимается всерьез, этому стоит уделять большее внимание и предотвращать на системном уровне.
Еще мне бы хотелось, чтобы российские учителя более уважительно относились к детям и к их мнению, когда оно отличается от мнения учителя. Много раз я была свидетельницей того, что учителя в моей школе оскорбляют детей при всем классе, придумывают им разные клички, обесценивают их старания. Я считаю, это должно прекратиться.
Своего ребёнка я бы отдала в школу в Финляндии. Там детей не так сильно загружают уроками и остаётся время на отдых и друзей. Мне также понравилось, что школу можно пропустить не только по причине физического недомогания, но и если ребенок испытывает сильные психологические переживания».
Советы Арины тем, кто хочет учиться в другой стране
«Перед переездом в другую страну обязательно поговорите с кем-то, кто в ней давно живет. Обсудите все детали, задайте вопросы, расспросите чего ожидать и к чему готовиться. После переезда обращайте внимание на поведение людей вокруг, местные правила и обычаи могут сильно отличаться. Не бойтесь спрашивать, просить помощи у других людей, и не стесняйтесь своего незнания местных порядков».