Найти тему
Чтение с карандашом

Незаслуженная репутация песни ушедшей эпохе

У романа "Унесенные ветром" репутация любовного романа. Откуда она взялась гадать нет необходимости - достаточно посмотреть постеры к легендарной экранизации с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях.

Там всюду томная красотка в объятиях очаровательного джентльмена с глазами дьявола, что вызывает всего одну ассоциацию. Зайди в любой книжный магазин и найдешь целую полку книжек с обложками в том же стиле пусть с дурной печатью и такой же бумагой, но это мелочи. Последовательницы и подражательницы Барбары Картленд не устают пополнять асортимент.

Во многом именно по этой причине роман не попался мне в руки раньше. Вся поступающая "рекламная" информация была того же рода - платьюшки, девочки, любовная линия, он ушел и обещал не возвращаться. Пошлость одним словом. Резонансом стали только крики про расизм в легендарном фильме от весны прошлого года. Именно они и сподвигли посмотреть фильм. Стало любопытно откуда шум и насколько он обоснован.

Забегая вперёд - фильм мне понравился. Никакие измы замечены не были. И, да, любовная линия в фильме действительно идёт красной линией и в сравнении с книгой отцензурена... сильно, как и многие другие, гораздо более значительные вещи.

Почему так случилось опять же дополнительных комментариев не требует. Причины на поверхности и тратить время на их указание не хочется. Лучше вернуться обратно к книге и далее говорить уже именно о ней отдельно от экранизации и чего-либо ещё. Например, фанфиков выдаваемых за продолжение.

Книга шикарна и далека от своей репутации как далек северный полюс от экватора. "Унесенные ветром" не только не любовный роман, но и не содержит любовную линию вовсе. Не побоюсь настолько жёсткого определения и чуть позже объясню почему. Для начала предлагаю разобраться, что это за роман такой и с какими книгами его можно поставить в один ряд. Иначе рассуждать дальше будет очень тяжело.

Потому что слишком уж странно и необычно искать роман-катастрофу за пышными юбками дам и галантными улыбками джентльменов. Непривычно оно как-то. Тут ни кошмаров пост.апокалипсиса, ни борьбы угнетенных с угнетателями, ни других штампов.

Напротив, в главных героях избалованная дочка южного плантатора с полным набором надлежащих её социальному классу привычек и убеждений, да и остальные главные герои того же поля ягоды. Более того текста про злополучные платьюшки и псевдолюбовные страдания много. И тем не менее "Унесенные ветром" именно о сломе мира о культурной катастрофе, об ушедшей навсегда эпохе и потерянных людях.

И если смотреть на книгу с этой точки зрения, поставив её в один ряд с другими произведениями жанра она играет множеством местами удивительных красок. В первую очередь из-за выбора основной призмы повествования, потому что в случае "Унесенных ветром" - это быт.

Подробный, настоящий быт того времени. Быт с его реальным распределением социальных ролей и предрассудков. Быт через который демонстрируется война и ужас послевоенного восстановления. Список можно продолжать, расписывая в деталях как подобное преломление играет книге на руку делая её женской и женственной в лучших смыслах, но и одновременно играя с ней злую шутку.

Не люблю выдавать подобного рода заявления, но тут без них не обойтись. Нам свойственно обесценивать подобного рода женские темы и явления, а частично свойственно и не понимать их значение в связи с изменившейся действительностью. В том числе и бытовой, если уж на то пошло.

От того низвести роман о катастрофе, женщинах и женственности до любовного не составляет труда, что обидно и несправедливо, но часто происходит. Репутация романа прекрасно это демонстрирует. Почти отменяя факт, что книги рядом с которыми на полке должны стоять "Унесенные ветром" - это Булгаковская "Белая гвардия" и "Гроздья гнева" Джона Стейнбека. Они ближе всего по духу и тону, пусть и разнятся как по тону повествования, так и по основному способу передачи.

Закончить хочется цитатой из книги, которая, как мне кажется, лучше всего подводит итоги повествования как для главной героини, так и романа в целом.

Теперь, оставшись одна, Скарлетт предпочла бы коротать дни с Мейбелл, или Фэнни, или миссис Элсинг, или миссис Уайтинг, или миссис Боннелл, или даже с этой грозной воинственной старухой миссис Мерриуэзер, или… или с кем угодно из старых друзей и соседей. Потому что они знали. Они знали войну, и ужасы, и пожары, видели, как преждевременно погибли их близкие, они голодали и ходили в старье, и нужда стояла у их порога. И из ничего снова создали себе состояние.
Каким утешением было бы посидеть с Мейбелл, помня о том, что Мейбелл похоронила ребенка, погибшего во время отчаянного бегства перед наступавшей армией Шермана. Какое утешение нашла бы она в обществе Фэнни, помня, что обе они потеряли мужей в те черные дни, когда их край был объявлен на военном положении. Как горестно посмеялись бы они с миссис Элсинг, вспоминая, как пожилая дама, нахлестывая лошадь, мчалась в день падения Атланты мимо Пяти Углов и захваченные на военном складе припасы вылетали у нее из повозки. Как было бы приятно излить душу миссис Мерриуэзер, теперь такой преуспевающей благодаря своей булочной, и сказать ей: «А помните, как туго было после поражения? Помните, как мы не знали, откуда взять новую пару обуви? А посмотрите на нас теперь!»
Да, это было бы приятно. Теперь Скарлетт понимала, почему бывшие конфедераты при встрече с таким упоением, с такой гордостью, с такой ностальгией принимались говорить о войне. То были дни серьезных испытаний, но они прошли через них. И стали ветеранами. Она ведь тоже ветеран, но только нет у нее товарищей, с которыми она могла бы возродить в памяти былые битвы. Ах, как бы ей хотелось снова быть с людьми своего круга, с теми, кто пережил тоже, что и она, и знает, как это было больно и, однако же, стало неотъемлемой частью тебя самого!
Но каким-то образом все эти люди отошли от нее. Скарлетт понимала, что никто, кроме нее, тут не виноват. Она никогда не нуждалась в них до сегодняшнего дня — дня, когда Бонни уже нет на свете, а она так одинока и испугана и сидит за сверкающим обеденным столом напротив пьяного, отупевшего, совсем чужого человека, превратившегося в животное у нее на глазах.

P.S. Продолжение и разбор как персонажей, так и их отношений обязательно будут. Говорить там есть о чём и хочется такой диалог вести.

P.P.S. Какие бы книги добавили вы на ту же полку? Пишите в комментариях будет очень интересно услышать чужое мнение.