Современный массовый туризм справедливо называют феноменом ХХ века, а ХХI век, по оценкам специалистов, станет веком туризма.Сегодня туризм — это мощная мировая индустрия, образующая до 10% мирового валового продукта, важнейшая экспортная индустрия,сфера крупных инвестиций, привлекающая миллионы работников самых разных профессий и квалификаций. Международный туризм как сфера экономической и предпринимательской деятельности, торговли и обменов, информационной и межкультурной коммуникации — это область, где отчетливо проявляются специфичность и масштабность современных про-цессов и тенденций глобализации. Коммуникационное, информационное,производственное, сбытовое, образовательное туристское пространство полностью охвачено глобализационными процессами, оказывающими влияние на туристскую политику, экономику, технологию, образование. С одной стороны, глобализация способствует развитию туризма, так как облегчает и упрощает международные путешествия: иностранным туристам легче пересекать национальные границы, находить знакомые бренды гостиниц и ресторанов, общаться, путешествуя по всему миру.
С другой стороны, туризм способствует глобализации, так как миллионы путешественников делают наш мир меньше, превращая его в «глобальную деревню», распространяя массовую туристскую культуру. Интенсивный рост туристских потоков, расширение границ туристского бизнеса, появление новых и диверсификация существующих турист-ских дестинаций, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, систем позиционирования и дистрибуции турпродукта, бес-прецедентное по масштабам распространение мобильности человеческих ресурсов и транснационального туристского образования не могут не оказывать существенного влияния на вовлеченные в туристские обмены страны и культуры, общества и местные культурные сообщества, граждан и личность современного человека.
Помимо количественных изменений в международном туризме проис-ходят качественные изменения, настолько кардинальные, что многие уче-ные и исследователи заявляют о том, что произошло зарождение «нового туризма», «нового туристского рынка» и соответственно «нового туриста»1. Глобализация формирует новую парадигму туризма, новую модель и образ туризма XXI века. Сегодня туризм уже не рассматривается главным образом как форма отдыха с ориентацией на формулу 3S (Sun — солнце, Sea — море, Sand — песок). Глобализационные тенденции оказывают влияние на демографический состав и структуру населения, туристский спрос, мотивации, поведение потребителей туристских услуг. Формируется новый образ и стиль жизни людей с иными моделями досуга и отдыха, расширяется их туристский опыт, влияющий на уровень их потребностей и ожиданий. «Новый туризм» использует в качестве ресурсов новые объекты и явления, создает новые туристские реалии в виде новых турпродуктов, технологий обслуживания, новых подходов в туристском маркетинге и менеджменте.