– Николай, вы еще в Тбилиси захотели идти в балет?
– Я захотел не в балет, я хотел на сцену. Понимаете, моя семья была далека от сцены, а так мы все время ходили в театр, и там постоянно какие-то роли исполняли маленькие дети – мне же тоже хотелось. Но это как правило были дети артистов. И когда-то я Грачевскому сказал – Боря, я так хочу, я так мечтал всю жизнь в «Ералаше» сняться – я так всегда хотел узнать, где эта дверь, где просматривают этих детей? Он для меня придумал сюжет – и исполнил мою детскую мечту. Это я уже потом понял, что те дети, которые участвуют в балетных спектаклях, – они учатся в училище. И я выяснил, как называется это училище, где оно находится, случайно абсолютно.
– В Тбилиси?
– Да, в Тбилиси. Собрал документы, и мне нужна была только какая-то медицинская справка, которую надо было получить у мамы. Я к ней пришел с этим, долго с ней выяснял отношения.
– Она была против?
– Все были против. Все родственники были против. Сейчас все рассказывают, что они были за. И что во мне сразу все увидели талант. Но против были абсолютно, потому что мальчики из этого района, с этой фамилией никогда не могли пойти не просто в балет – они и в театр-то не пойдут.
– А куда оттуда идут мальчики?
– Юридический, экономический, они должны становиться серьезными людьми. Это там, где живет аристократия. Мама была слишком хорошего происхождения, потому у меня шанса не было. Но у меня характер был сильнее, чем у всех. Если я что-то хотел – я всегда этого добивался.
– Мама подписала эту справку, дала вам?
– Не просто подписала, сама отвела.
– И что услышала от педагогов?
– С первого дня, как я вытянул ножку – все кричали, что я феноменальный ребенок. Другого я никогда не слышал.
– А дальше маме надо было сделать такой выбор между вами, вашим будущим и, собственно, мужем?
– Вообще своей жизни. Тогда я не понимал, когда мне было 13 лет. Я это уже оценил, когда мамы не стало. Когда мне самому стало ближе к 30-ти годам и я понял, что значит для женщины в 55 лет, у которой очень все хорошо, я подчеркиваю – 1987 год, никто не знает о том, что Советский Союз распадется – взять, поменять свою жизнь, уехать в город, который ты ненавидишь с детства, потому что мама ведь уехала из Москвы. Она прожила все детство в Москве все время войны в 43-м году, когда немцы отступили, и вот так получилось, что ее отец вернулся с фронта. Он был контуженный, его вернули. И мама не любила Москву, потому для нее вот этот момент в 55 лет был очень сложным. Отчим сказал, что он не поедет с нами.
– Он почему так сказал?
– Он не хотел, никто не хотел уезжать из Тбилиси. Нормальные люди оттуда не уезжали в те годы.
– Было понятно, что в Тбилиси нет перспектив или вы там себя исчерпали? Вы же там поступили, зачем надо было…
– Педагоги говорили, что, конечно, можно и здесь учиться, но такие феноменальные способности должны учить другие педагоги другой квалификации. Педагог такой квалификации был один на весь Советский Союз, его звали Петр Антонович Пестов. Он преподавал в Московском хореографическом училище. И так сложилось, что именно тот год он и вел. Просто меня всегда вела судьба, у меня всегда все совпадало. И когда меня показали ему, он так посмотрел, сказал, ну, не получится – выгоним, хотя он с первой минуты понял, что получится.
– Ваш отчим с мамой, они из-за этого развелись или к этому уже все шло?
– Нет, мама просто встала и сказала, что между сыном и мужем она выбирает сына. И все. Спора никакого не было, было все очень спокойно.
– А он поставил практически условие, он так обострил либо/либо?
– Да, он поставил условие, ну, потому что можно было поступить в московское училище и жить в интернате, но мама никогда бы в жизни мне не позволила жить в интернате. Я был, понимаете, я был смыслом ее жизни, и в 55 лет бросить все, абсолютно все: работу, дом, друзей, мужа, все абсолютно, уехать в город, который ты не просто не любишь, который у тебя постоянно вызывает сложные какие-то воспоминания, потому что мама училась в Москве, она закончила МГУ, ее первый супруг закончил МГУ. Они получили распределение в один из закрытых городов и он, к сожалению, погиб.
– Это не ваш отец, простите?
– Нет. Для нее это было все, видимо, очень тяжело. Я это все узнавал после ее кончины.
– А вы с отчимом общались после этого, хоть сколько-нибудь?
– Он скончался очень быстро после этого, потому что началась война.
– Он погиб?
– Не на войне, просто тогда было все очень неважно, очень он быстро скончался.
– Удивительно, у вас в это время был все-таки какой-то божий промысел, судьба, как угодно называйте. Вы были спасены, может быть, тоже потому что уехали в этот недружелюбный город?
– Это для мамы он был недружелюбный, для меня он был очень любимый с самого детства. Я, когда-то услышав разговоры, я был еще очень маленький, мне, наверное, было годика 3–4, я услышал разговор мамы с кем-то из ее знакомых, она просто вспоминала. Мама терпеть не могла про Штирлица фильм, потому что, когда она была в положении, как раз его показывали в первый раз. Она была в Москве, горел торф, было очень душно, она жила у своей сводной сестры на даче и ее все время кормили творогом. Мама говорила, что, когда она слышит звуки этого фильма, то сразу чувствует запах горящего торфа и вкус творога. Я услышал, что она это рассказывает и спросил, ты что была в положении в Москве? Она говорит, да, я уехала на 9-м месяце. Я вдруг ее сказал, а кто тебя просил уехать из Москвы? Значит, я понял, что у меня был шанс родиться в Москве. Мама говорит, грузин должен родиться в Грузии. Я говорю, а ты меня спросила?
– При этом, приехав сюда с мамой, вы зажили совсем не так «аристократично», как жили в Грузии?
– Вообще, это была коммунальная квартира, ну, со всеми вытекающими последствиями, с соседями в нетрезвом виде и все такое прочее, но это было прекрасно.