- Максим, год назад у нас с тобой состоялось интервью, в котором ты рассказал о своих велопутешествиях по Индии, Грузии, Японии, Таиланду, Малайзии и Сингапуру. В нем же ты приоткрыл карты и сообщил о своей идее проехать почти всю Россию на велосипеде: от Жуковского до Владивостока. Признайся, не было ли у тебя желания за этот год отказаться от своей задумки?
- То интервью я периодически вспоминал, в течение года было много моментов, когда я думал, что, наверное, мне придется отказаться от своей идеи: то работа, то новые дела... Было ощущения, что я начал деградировать, чахнуть, я долгое время не катался, ушёл в сидячий образ жизни. Но уже ближе к началу лета я всё же начал планировать путешествие и понял, что не могу не поехать. Больше нельзя искать оправданий. Многие говорят: "Денег нет, времени нет". В принципе, всего этого и у меня не было, но я все равно решился поехать и вообще не жалею.
- Насколько запланированный маршрут совпал с реальностью, и в чем были отклонения?
- Я никогда не любил планировать. Хоть все путешественники и планируют, но я думаю, что я всегда буду спонтанным даже с новыми путешествиями. Здесь все просто: Жуковский - Владивосток. В интернете я нашёл авто-, мото- и вело- туры по маршруту "Москва - Владивосток". Стал смотреть, какие города в них входят. В принципе, они все приблизительно одинаковые. Я решил, что так и буду ехать, а в зависимости от ситуации – поворачивать в ту или иную сторону. Так и получилось. Где-то меня ждали, куда я не должен был заезжать. Я мог свернуть с пути, проехать лишние 5-6 километров, чтобы познакомиться с людьми, покататься с ними вместе, что-то рассказать.
Где-то мне нужно было посылку забирать, поэтому я ехал совсем по-другому маршруту. Мне присылали некоторые вещи на обзор, и я сам отправлял свои лишние вещи. Поэтому, я считаю, что не нужно так заморачиваться с маршрутом, а уж тем более с точными датами, как я, например, сначала пытался уложиться в 100 дней. Один раз в качестве подарка мне мои подписчики забронировали отель, я примерно понимал, когда я до него доеду. Однако погода и другие обстоятельства внесли свои коррективы. Мне пришлось из себя все соки выжать, чтобы успеть к забронированной дате. Я настолько устал, что ехать было не в кайф. Поэтому лучше строгие рамки себе не ставить. К своему маршруту мне пришлось добавить ещё 18 дней, но я не пожалел.
- Какие места стали яркими точками твоего путешествия?
- Мне очень понравилась Казань: архитектура, достопримечательности, плюс все было украшено к Чемпионату мира по футболу 2018, - красиво, чисто. Я посетил их главную мечеть Кул-Шариф и покатался по городу.
Дальше мне понравилась Уфа, там много ярких фонтанов, памятников. Хабаровск тоже впечатлил, хоть он и сложный для езды и прогулок в плане большого количества спусков и подъемов. Кроме того, там у меня появились новые знакомства и друзья.
И ещё меня удивил не Владивосток, а именно остров Русский. Это совсем какое-то другое островное государство, где нет потока машин, спокойствие и природа. Хоть там, конечно, везде у берегов мусор, но есть замечательные места, где можно отдохнуть. Вообще, мне больше нравится проводить время не в городах, а на природе.
- Есть желание вернуться в какое-то место из твоего маршрута и изучить его получше?
- Да, вокруг Байкала хотелось бы проехаться. В своей поездке я затронул его малую часть. Северная сторона Байкала, редко посещаемая туристами, более красивая и чистая, её мне бы и хотелось посмотреть. Хотя, по сравнению с другими местами, я на Байкале пробыл довольно долгое время. Даже некоторые местные жители, которые находятся в 50-100 км от него, так ни разу его и не посещали. Так что я очень рад, что хотя бы один раз, но я там побывал, надеюсь, что и ещё приеду.
- Перед выездом тебя пугали амурскими тиграми, трудными дорогами и не только. Какие опасности на самом деле встали на твоем пути?
- В целом да, дорогами меня пугали, что они такие отвратительные, плохие, но на самом деле, они отличные, именно федеральная трасса. Я был готов к тому, что будут тяжелые подъёмы и спуски, но я старался заранее не узнавать, что меня ждёт впереди. Потому что были такие случаи, когда мне дальнобойщики говорили: "Максим, скоро у тебя будет прямая. Вот сейчас 10 км проедешь и будет супер". Я настраивался, что будет легко, а на самом деле меня там такой ад ждал! Для них это было легко, а для меня совсем нет. Байкалом тоже пугали, что подъем будет жуткий. Я подготовился, что будет тяжело, а проехал на ура. Плюс все мне говорили, что от Читы до Хабаровска природа более дикая, деревень меньше, а, следовательно, нет и кафе. Я подготовился, что будет совсем сложно, а оказалось, что каждые 50 или 100 км кафешки все-таки были. На велосипеде, конечно, непросто проезжать такие расстояния, но я научился заготавливать с собой еды.
В той области очень много хорьков, крыс и других животных, но тигры и медведи, к счастью, меня не нашли.
Однажды утром был случай: я уже проснулся, сижу в палатке и слышу, что кто-то обходит мой велосипед. Я потянулся к своей лопатке, начал потихоньку откручивать рукоятку, в которой у меня был нож. И думаю, сейчас буду выходить, смотреть, кто там такой наглый, воришка может быть какой. Открываю палатку, а это оказались коровы.
Когда я остановился в совсем дикой местности, без кафе и автостоянок, устанавливая палатку практически в лесу, я постоянно оглядывался. Залез внутрь и, конечно, всякие шорохи в кустах меня настораживали. Потом я провалился в сон, и уже утром, открыв глаза, сказал: "спасибо, что живой".
Видел я одну лису. Велосипедиста с прицепом она испугалась. Змея ещё была.
- Змею ты снял на камеру. Как ты к ней осмелился подойти?
- А как не снять её?! Она ползёт, такая маленькая. Думаю, надо показать её людям. Иногда я всматривался вдаль, хотел разглядеть медведя и поснимать его на квадрокоптер, как это было с лошадьми, но он не встретился.
- Мир, как говорится, не без добрых людей. Кто и как помогал тебе в путешествии?
- Помогали периодически. У меня была кнопочка вконтакте, люди могли перечислить мне деньги на карту. Хотя я не любитель таких вещей, как поддержка, потому что я чувствую себя должным. Я сделал эту кнопку, но особо этого не афишировал. Кто замечал, тот и помогал. Активная поддержка началась спустя 60 дней поездки. Кто-то скинул мне деньги на манжет для больного локтя, кто-то на суп, кто-то на ремонт велосипеда. Также помогали различные организации, Раменские окна, например, скинули около 9000 руб в знак о проделанных мною 9000 километрах. Директор Русского рыбного мира прочитал о моем путешествии в Фейсбуке, решил помочь мне финансово и ещё забронировать отель в Хабаровске, а на кровати в качестве презента от него меня ждал флаг. И в самом отеле увидели, какой к ним гость должен приехать, и подарили бесплатную ночь. А так больше всего обычные люди, друзья, знакомые, подписчики помогали. Они помогли мне справиться с расходами почти за половину путешествия.
- В некоторых городах у тебя состоялись интервью с телекорреспондентами. Как выходили на тебя СМИ?
- Я благодарен многим подписчикам. Самые активные из них писали в следующие города, что к ним едет велопутешественник. Журналисты и корреспонденты сами меня находили. Сам я этим не занимался, не хотелось ничего выклянчивать и внимание привлекать, это не мое. На первое интервью корреспондента пригласили сотрудники гостинцы "Русь" из небольшого села, где я оставался на ночь.
В Чите журналисты нашли меня благодаря одному из подписчиков. Также было и в других городах. Я был рад отвечать на их вопросы.
- Интересный факт, за время путешествия ты сбросил немало килограммов. Расскажи о своих результатах.
- Я рассчитывал, что я сброшу намного больше. Сначала я активно начал сбрасывать, потом это все замедлилось, а к концу путешествия вес закрепился. В итоге получилось, что за эти 118 дней я потерял 11 килограммов. Хотелось, конечно, побольше, но под конец я уже начал лениться. Во Владивостоке особо не катался, а организм думал, что я ещё кручу педали, обмен веществ повысился, я начал есть шоколадки. Ел много, думал даже, что набрал.
- Был ли у тебя какой-то особый рацион велопутешественника?
- Мне много чего советовали, что, например, надо было взять спортивное питание. Но молоко для него тяжело везти и хранить. Поэтому я ел, как хотел. Вначале ввиду лишнего веса, я мало ел, чаще всего суп, салат в кафешке. Потом быстро начинал испытывать чувство голода. Стал есть что-то более сытное. В кафе старался выбирать все время разную еду, чтобы восполнять разные витамины, но сильно никогда не заморачивался. Может быть, если бы я правильно разложил питание, и сил, и энергии было бы больше. Периодически орехи покупал, перед тяжелыми дистанциями. Главное воды побольше, а еда – это второстепенное. Фрукты ел редко, их надо купить, помыть, довезти. В кафе фрукты не продавались. Сначала варил каши, но потом понял, что это не практично. Занимают большой объём, я с утра себе 4 пакетика заварю, съем, пока соберусь, уже голодный.
- Твой велосипед был неизменен тебе, начиная с самого первого путешествия в Грузию. Планируешь ли ты менять его после твоей поездки по России?
- Его можно восстановить, несмотря на то, что у него треснула рама, и её заварили тяп-ляп. Но я понял, что он уже своё отслужил. На памятник я его, конечно, ставить не буду, но использую некоторые его детали для сборки нового велосипеда: обода, колеса, переключатели, тормоза. Я доволен, что в своё время я купил этот велосипед, но в следующие поездки, я уже поеду на новом.
- Решил ли ты, каким будет твое следующее путешествие?
- Ты будешь первая, кто узнает. С 2016 года, тогда я путешествовал по Индии, я мечтал полететь с велосипедом и прицепом на Шри-Ланку. Из Индии туда можно было переплыть на пароме, но из-за нехватки времени я не стал этого делать. Поэтому эту поездку я оставил на потом…
Следите за велопутешественником Максимом Китаевым на его страничке вконтакте: vk.com/kitaevmaxim