Поймал? Отпусти???
Мое отношение к тезису «поймал – отпусти» сформировалось за десятилетия до того, как его придумали. И заключалось оно в том, что какую-то мелкую рыбешку отпускали, не думая о подвиге и не выставляя фото и видео, где полумертвую от фотосессии на морозе рыбу запихивают в лунку.
Просто относились практично: сами не едим, котам хватит и пары рыбешек. Остальная мелочь зачем? Ее отпускали даже те, кто ловил сетями или бреднем. Отпускать крупную рыбу даже мысли не было.
А потом вдруг кто-то придумал эту компанию «поймал – отпусти». Из всех телевизоров и утюгов стали говорить, как это гуманно, человечно и даже красиво. И на видео отпускали всё, что шевелится. Предлагали поймать только ради того, чтобы отпустить.
Наверное, это выглядело бы еще красивее, если бы не рыболовный спорт. Тут всё окончательно запуталось. Нужно было одновременно воспевать рыболовный спорт и это «поймал – отпусти». Но сделать это было не просто. На больших соревнованиях вылавливались центнеры такой мелочи, которая нормальным рыболовам просто не может клюнуть, за неимением у них нанокрючков, нанолесок и нанокивков.
Помню, как на чемпионате России по мормышке ершей взвешивали часа три. Все они были размерами со спичку плюс-минус.
Конечно, можно придумать, что если истреблять ершей, а тайменей отпускать, то через следующий миллион лет в реках будут только таймени. Можно меня осуждать за то, что я не умею смотреть на миллион лет вперед.
Еще видел, как промысловики отпускают некондиционную мелочь. Никаких тебе сит или дуршлаков для этого доброго дела не придумано, поэтому мужики в сапогах бродят по рыбе и палкой с гвоздем протыкают мелочь и выкидывают за борт. Ну, а что? «Поймал – отпустил». Гуманизм изо всех щелей.
У меня свой взгляд на это дело. Опять же 40 лет назад, я ходил по пирсу во Владивостоке и спихивал в воду бычков, которых другие рыболовы разбрасывали на пирсе, как не нужный и мешающий клеву ценной рыбы материал.
И сейчас встречаются рыболовы, разбрасывающие вокруг себя на льду или на берегу мелкую сопу или густерку. Желание рыбачить рядом пропадает.
Обсуждается еще вопрос, надо ли отпускать рыбу, если почти половина из нее гибнет. Как эту половину высчитывают, я не знаю. Но не верю.
У меня в аквариуме жили окуни, плотва, сопа, караси, которых я ловил на крючок, привозил домой и выпускал в аквариум. Жили долго и никаких психологических травм не испытывали. Это позволяет предположить, что любая рыба, не будь она поднята со дна в Марианской впадине и не заглотившая крючок до аппендикса будет продолжать счастливо жить в родной стихии, пока ее не поймает ничего не знающий о гуманизме рыболов.
В заключение хочется поднять еще один вопрос. В борьбе за удесятерение рыбного поголовья каждый день придумываются новые варианты борьбы с рыболовами, но одновременно с этим изобретаются и пропагандируются новые способы ловли рыбы, новые приманки, новые рыболовные атрибуты. Цель у этой экспансии новейших снастей одна – как помочь Вам поймать больше рыбы. Везде так и утверждается – купите, сделайте, изобретите и Вы будете ловить больше.
И те и другие борются, а по сути, объектом этой борьбы являются рыболовы, решающие, что дешевле. Попасть на штраф за лишний крючок или на новый вертолет, чтобы спрятаться от штрафа?
Ну и в самое заключительное заключение не могу удержаться и не выступить в роли застрельщика: - ребята, а давайте сделаем еще один шаг в сторону полного и безоговорочного гуманизма. Начнем отпускать червей, опарышей, мотылей и перловку!