В самом-самом конце улицы Житомирской, где полукруглая лесенка приведет нас к шумному Московскому проспекту, стоит кусочек старого Кёнигсберга, служащий воротами в один интересный район.
Изначально улица Житомирская называлась Штайндамм - Каменная дамба. Это был один из самых старых районов Кёнигсберга, достаточно важный для города, чтобы иметь собственные, Штайндаммские, ворота и собственную, Штайндаммскую кирху.
Современность потихоньку вторгалась на средневековую улочку - здесь открывались модные кофейни, строились высотные дома, в частности - известный на весь город универмаг "Альгамбра", с собственным кафе и кинотеатром. Вот его самая знаменитая ночная фотография:
Во время войны Штайндамм была частично разбомблена (включая "Альгамбру"), после - переименована в Житомирскую (по легенде, начальник советской комендатуры, которому была поставлена задача на переименование всех немецких улиц на русский манер, был родом из Житомира, и в какой-то момент у него то ли иссякла фантазия, то ли взыграла ностальгия), а затем её еще и "обрезали" при прокладке Ленинского проспекта.
Одно из напоминаний о старом названии - это ресторан "Штайндамм 99", названный в честь довоенного адреса старого немецкого домика в конце улицы Житомирской, где он расположен. В момент написания статьи это лучший ресторан Калининграда по мнению Трипэдвайзора. Поэтому - сразу совет. Он маленький, количество мест внутри и на веранде строго ограничено - и если вы обязательно хотите здесь побывать в районе обеда или ужина, то бронируйте столик заранее. “Заранее” - это за 3-4 дня, а лучше за неделю. Да, здесь настолько часто аншлаг.
Кухня - европейская, цены - высокие (читай - чуть выше средних по Москве), качество - выше всяких похвал, вот без шуток - потрясающее, и пробовать Кёнгисбергские клопсы нужно именно здесь. Тут их подают из оленины и вот в отношении их я готов поверить, что ему именно клопсы, а не просто вкусные тефтели. Поэтому хотя бы раз сюда сходить стоит обязательно.
На первый взгляд ждать старины от улиц с названиями Житомирская, Барнаульская, Вагнера, генерала Галицкого и Ботаническая бесполезно, и делать здесь особо нечего. Ан нет! Этот район тоже когда-то был связан с Альбертиной, и здесь осталось много ранне-немецкой многоэтажной застройки и зданий клиник. Район тишайший, зеленый, полный дворов с цветочными клумбами, и резко контрастирующий со многими, откровенно неуютными современными кварталами Калининграда.
А вот первоначальное название улицы Вагнера - далеко от уютного. Todtengasse - "Переулок Смерти". Учитывая зверства нацистов - так и рисуются в голове максимально жуткие картины. Но нет, такое название улица носила до 1888 - из-за того, что в самом начале улицы располагался "чумной дом", куда в средние века свозили зараженных покойников. Тоже не особо радостная картина, но хотя бы без гитлеровцев.
После 1888 года улицу переименовали в Вагнерштрассе - т.е. она, вроде бы, сохранила свое довоенное название, но на самом деле все не так просто. Как поймет любой путешественник, прогулявшийся по этому району, от большинства зданий веет интернациональным больничным духом.
С 1866 года на соседней с Вагнеровской улицей Друмштрассе (ныне - Больничной) открылась клиника профессора Альбертины (а если вы читали предыдущие мои статьи про Калининград, то знаете, что так назывался древний кёнигсбергский университет) Карла Эрнста Альбрехта Вагнера. К началу XX века больничные и клинические здания распространились на всю Вагнерштрассе и даже соседнюю Ланге Райе (ныне - Барнаульскую).
Но тут на сцену выходит-таки один из самых мерзких персонажей в мировой истории, а именно - Гитлер. Немецкий фюрер, как известно, обожал музыку Рихарда Вагнера, так что ничего удивительного, что с 1933 года улица "частично" сменила свое название, поменяв одного Вагнера на другого. Исторический повод, правда, был - композитор действительно жил в Кёнигсберге на этой улице со своей женой.
Большинство больнично-клиническо-лабораторной архитектуры не претерпело значительных изменений в советские и пост-советские времена и до сих пор используется по прямому назначению.
Также сохранилось несколько старых жилых домиков первой половины XX века, которые выглядят достаточно потрепано, но атмосферно.
Наверное, то же самое можно сказать и про район в целом. Нельзя сказать, что он явно привлекателен для туристов. Мы сами наткнулись на него практически случайно - из-за того, что жили рядом, в отеле Ibis. Но наткнувшись - очаровались. Поэтому если перед нами стоял выбор, идти куда-то по Ленинскому проспекту или здешними переулками - выбор перед нами не стоял. Не уверен, что все разделят мою симпатию к данному райончику, но не упомянуть его я не могу - он стал для меня одним из самых приятных впечатлений.