Доброго дня дорогие наши подписчики и читатели.
Рад приветствовать вас на Дзен странички нашего Фонда Криптосфера. С сегодняшнего дня мы начинаем читать свидетельские показания из информационных материалов №8 в редактировании которых принимал участие сам Поршнев Б.Ф.
Напоминаю что материал предоставлен нам Акоевым Н.Н. и все оригиналы находятся на сайте Аламас.ру где вы с ними непосредственно можете ознакомится.
Зарубежная Азия.
№ 442.
Из книги В. Овчинникова «Путешествие в Тибет», М., 1957, стр. 27
— В группе иностранных корреспондентов, посетивших Тибет (1956г.), был Мариан Телицкий из Польши. Однако В. Овчинников представлявший в этой группе советскую прессу, даже не упоминает о тех сведениях, которые так щедро собрал Телицкий о «снежном человеке». Единственные строки, проскользнувшие незамеченными: «Шофёры собрались покурить перед сном. Я подхожу ближе и усаживаюсь в сторонке. Кто-то рассказывает про обезьян, говорит, что было время, когда на Эрланшане (горный перевал в СиноТибетском хребте) стада их забрасывали машины (?) камнями».
№ 443.
Сообщение об экспедиции Слика-Джонсона в Непал за снежным человеком.
Джеральд Рассел, заместитель руководителя экспедиции, 27 июня 1958г. — Экспедиция «Дейли Мейл» 1954г. разыскивала йети на высоте 12-18 тыс. футов. Она установила, что животное подобного рода существует. — Экспедиция Слика 1957г. выслеживала йети на высотах от 3 до 17 тыс. футов, а с особой энергией преимущественно около 1200 футов. По-видимому, имеется два типа йети, а возможно и три. Были подтверждены результаты экспедиции 1957г. Члены экспедиции сначала собрались в Бамлинге, откуда я отправился в первую «вылазку». На четвёртый день после того, как я покинул Бамплинг (так в тексте – ред.), на пути к Чаунрикхарке, я пересёк следы маленького йети на снегу, приблизительно на высоте 8,5-9,5 тыс. футов. Стали лагерем на несколько сот футов выше следов. Это было очень трудно: сидеть и просматривать нижележащую местность, вместо того, чтобы идти вверх. Прошло около 10 дней, в течение которых мы не видели ни одного млекопитающего, какого бы то ни было вида. Местный житель, который однажды видел маленького йети, зашёл к нам и посоветовал (шерпу Да Тембе и мне) перенести наблюдения ниже по реке, где мы могли увидеть йети. Лагерь был перенесён приблизительно на тысячу футов ниже, значительно ниже снеговой линии. Мы соорудили укрытие в средней части течения с обзором вверх и вниз по реке. Ни одного какого бы то ни было, млекопитающего мы здесь не видели. Совсем перед нашим уходом с главной базы в Мойяме близ Валунга, к нам пришёл человек, который видел однажды маленького йети и сказал, что если мы станем лагерем у реки немного ниже водопада и задержимся недели на две, то сможем увидеть йети. Перед отправлением из базового лагеря было выбрано место у реки, за водопадом, на несколько сот футов ниже. После совещания в базовом лагере были посланы инструкции и сооружено укрытие. Несколькими днями позже мы отправились на вторую «вылазку» и бодрствовали близ подножия водопада около 10 дней, в течение которых видели пару дикобразов и несколько обезьян. Однажды пришёл человек, видевший маленького йети, и сказал, что йети приходит к речке ночью охотиться за лягушками. Через час нас посетил другой человек и рассказал, что он видел маленького йети ночью, в то время, когда он высматривал лягушек. Мы условились, что Да Темба пойдёт с ним в эту ночь (я имею в виду 4 часа перед рассветом), когда лягушки на рассвете просыпаются. После безрезультатного патрулирования сначала вверх по реке, а затем вниз они повернули к лагерю и тут заметили в 30 ярдах мокрый след на камне. Вскоре после этого они увидели при не очень хорошей видимости маленького йети на расстоянии 10 ярдов. Йети сделал один шаг по направлению к ним, после чего они бежали (!,?,! – ред.) и на исходе ночи пришли в маленькое селение, в нескольких сотнях ярдов от того места. На следующую, третью ночь, Да Темба и я сидели в засаде, но не видели ничего и, на утро не было никаких следов. На четвёртый день несколько пастухов остановились против нас, несколько ниже по течению, приблизительно в 50 ярдах от реки. Большая часть их стада разбежалась по всей реке и прилегающей местности. Мы сидели в засаде: ничего. На следующее утро были следы. В тот же вечер прибыл Питер (Бирн), и мы сидели в засаде ночью: ничего Следов также не было. На следующее утро я наблюдал слева, а Питер – с другой стороны. Кроме Да Тембы я говорил с семью людьми возрастом от 14 до 40 лет, которые видели маленького йети. Я спрашивал о том, что они сделали, когда увидели йети, что делал йети, когда они его увидели, и что делал йети, когда они замечали один другого. Наиболее бросающейся характерной чертой йети была медлительность, он двигался как бы с вывернутыми пятками. Я показал шести людям фотографии животных. Пять из них указали на заострённый череп, почти все высказывали страх, смотря на него! Один выбрал изображение с белым «поясом», потому, что оно характеризовало волосяной покров йети. Более наблюдательные сказали, что если бы поместить губы гориллы на лицо указанного черепа, а волосы на её голове не были бы всклокочены и длиннее, но были бы толще и короче, и если бы имелся белый «пояс», горилла выглядела бы точно так же, как йети. (Здесь неясно, что за фотографии и чей череп показывал Д. Рассел – ред.). Некоторые, рассмотрев животное лучше (? – ред.), сказали, что ступня, на рисунках, была слишком длина. Все сошлись на том, что рост йети около трёх футов. Только один очевидец, видевший йети при факельном освещении, не подтвердил этого (непонятно чего именно? – ред.).
Добавление Тома Слика к результатам обсуждения 9 октября 1958г
— После отъезда Джеральда Рассела нами были получены сведения о наличии двух черепов и шкур, возможно принадлежавших йети, которые можно получить, по крайней мере, для изучения, что и входит в задачи экспедиции. Большим достижением можно считать осмотр и фотографирование так называемого скальпа йети, проведённые Британской экспедицией, и, что ещё важнее, хранящейся в одном ламаистском монастыре мумифицированной кисти йети. Кисть, не очень повреждённая, хранящаяся, по слухам, 100 лет, была исследована, сделаны чёрно-белые и цветные фотографии. Они изучены высококвалифицированными антропологам-анатомами, которые, предположили, что она принадлежит существу человеческого типа. Эти эксперты в дальнейшем заключили почти категорически, что если бы можно было бы сделать рентгенограмму кисти, то сравнение её строения с изученными кистями неандертальца, антропоидных обезьян и человека разумного вероятно позволило бы установить природу йети. Другими словами, если мы сможем получить рентгеновские снимки кисти, что, как мы думаем, выполнимо, вопрос о природе йети в целом мог бы быть решённым. Даже если мы добьёмся доступа к черепам и шкурам, то некоторые загадки будут решены. Джеральд Рассел убеждён, что ориентировочное количество бродящих маленьких йети превышает количество йети средних размеров, а тем более ещё меньшее число крупных йети. Он, позволяет себе предположить, что, во всём Гималайском районе, число маленьких йети достигает 4 тыс. Он считает, что и в новом районе, как и в ранее изученном, этот тип также сравнительно легко наблюдаем, особенно на небольших высотах, вероятно в пределах высоты 8-9 тыс. футов, по сравнению с 12 тыс. футов, приводимыми Британской экспедицией для йети средних размеров, в районе села Кхуму, и 12,5 тыс. футов, где, по данным экспедиции Слика 1957г, можно встретить крупных и средних йети. Рассел и Бирн установили, что рост маленьких йети составляет примерно 3-4 фута, а вес 90-125 фунтов и что их характерным признаком является прямохождение, и, следовательно, этот вид представляет такой же научный интерес, как более крупный. Вследствие того, что маленький тип более многочислен, обитает на меньших высотах, имеет более лёгкое сложение тела, по-видимому, возможность поимки его вероятнее. Отсюда следует такой план действий: а/ сделать снимки кисти, что выполнимо; б/ попытаться получить черепа и шкуры, на что, кажется, есть надежда, в/ сконцентрировать усилия на поимке маленького йети в более перспективных районах.
Русские учёные также активно занимаются изучением йети. Они, например, учредили Комиссию по изучению вопроса о «снежном человеке», собирающую и публикующую материалы по этому вопросу, поступающие из разных частей света (включая сообщения нашей Непальской экспедиции Слика-Джонсона). Была направлена научная экспедиция на Памир, в те места, откуда получены два сообщения от гидролога Пронина. Они планируют дополнительные экспедиции. Перевёл Ю. Решетов, 20. XI. 1960.
Сообщение об исследовании пробы фекальных остатков, приписываемых «Бигфуту» (большеногому), США. Это сообщение относится к свежему образцу, полученному авиапочтой 30 июня 1960г.
— Проба представляет кучеобразную массу, диаметром 7 дюймов (180 мм.), высотой 55мм, весом 760 г.; в глубине она разделена на одинаковые массы цилиндрической формы, диаметром около 45 мм, суживающиеся по направлению их извержения, и соединяющуюся с мягкой призматической центральной массой, смешанной с лесным растительным материалом. От масс исходил запах гниющей растительности и, согласно этикетке, она тёмного серо оливкового цвета, со временем ставшая оливково-чёрной. Кроме растительного волокна, с поверхности пробы было извлечено несколько коротких волос.
Микроскопическое изучение: Масса содержит почти полностью хорошо переваренный растительный материал. Длина растительных волокон колеблется от 2 до 4 дюймов, некоторые короче (1 дюйм) или длиннее (свыше 6,5 дюйма). Из паразитов найдено несколько Chilomastrix и Rotifes типа Brachionus. Волосы оказались двух родов. Некоторые идентичны волосам аляскинского лося, доставленным А.Т. Сандерсоном, но короче. Другие имеютпрекрасные волнистые волокна с толстой сердцевиной петлевидного (лестничного) типа, слабоокрашенной корой, и тонкой, перекрывающей в виде чешуи кутикулой. Последние очень похожи на волосы мелких плотоядных.
Общее заключение: Испражнения принадлежат крупному животному вегетарианцу (растительноядному), но не имеют характерных признаков, по которым их можно было бы приписать американскому лосю или какому-либо иному схожему с ним животному, фекальные остатки которых в виде бусоподобных шариков наблюдаются в кучах, но никогда – в форме, соответствующей данному образцу. Оленьи волосы и волосы мелких млекопитающих, очевидно, не принадлежат существу, опорожнившему кишечник. Фекальная масса также не имеет сходства с таковыми какого-либо вида медведя, исследованными для сравнения. Наиболее близки к описываемому испражнения гигантской панды, но это сходство только поверхностное. Единственно возможное заключение, что эти фекальные остатки принадлежат неизвестному растительноядному, исключая оленя, крупный рогатый скот и лошадей.
Послесловие Т. Слика*. Мы также имеем сообщение, что в другом образце выявлены паразиты, известные только у людей и никогда не встречающиеся в экскрементах медведя (единственное из животных, с которыми можно сравнить животное, которому принадлежат фекальные остатки).
*Как ясно из предыдущего материала, экспедиция Тома Слика работала в Непале.
Юго-восточная Азия и Индонезия.
№. 444.
Из подготовленной к печати рукописи Ивана Щедрова (корреспондент «Правды» по Индокитаю) «На партизанских тропах Лаоса».
— Во время одного из переходов* я услышал от воинов-носильщиков ещё одно подтверждение рассказа генерала Синькано** о «лесных людях» - тропических двойниках нашумевшего в своё время «снежного человека». Они обитают, судя по рассказам очевидцев, в джунглях, на склонах Длинного (Аннамитского) хребта в Среднем и Нижнем Лаосе. Что же известно о «тхактхе» («лесных людях»? Они двухметрового роста, руки длиннее, чем у человека такого же роста, тело густо покрыто бурой шерстью, на лице, за исключением бороды, растительности нет.****
*По южной части Лаоса – прим. И.А. (И. Андронов – ред.).
**Один из руководителей вооружённых сил Патет-Лао. Именно он говорил Щедрову, что «лесные люди» переговариваются гортанными криками – прим. И.А. (И. Андронов – ред.).
Питаются добытыми клубнями и плодами. Живут по одной-две семьи. Не знают что такое огонь. Ходят, несколько согнувшись, отлично лазают по деревьям. Между собой разговаривают какими-то гортанными криками. Интересно, что рассказ о «лесных людях» мне довелось слышать и по ту сторону Длинного хребта от южновьетнамских партизан. Записал в Южном Вьетнаме такие же истории мой друг австралийский журналист Уилфред Бэрчетт.*
Выписку сделал И. Андронов, 2/III - 1969г.
*См. «Информационные материалы», выпуск 7, № 199.
№ 445.
Сообщение члена редколлегии журнала «Новое Время» И. Андронова, побывавшего в командировке в Лаосе (зона, контролируемая правительством) среди партизан Патет-Лао весной 1969г.
— 1/ 10 мая 1969г. во Вьетнаме я по совету известного местного учёного, профессора Пьера Нгинна, встретился с этнографом и историком Кхамфоо Фонекео, руководителем одного их департамента министерства просвещения Лаоса. На вопрос о «диких» или «лесных» людях в Лаосе он сказал?: «В нашей стране существует много неизученных этнических групп. В окрестностях Саравана я слышал от местных жителей о существовании там «тхак-тхе», лесных людей. Об этом говорят в деревнях вокруг Саравана. «Тхак-тхе – небольшого роста, немного крупнее обезьяны. Кочуют они в лесах маленькими группами или поодиночке. Люди встречают их очень редко. Рассказывают, что «тхак-тхе» ловят раков в ручьях и едят. Если хочешь увидеть «тхак-тхе», нужно поджарить краба и повесить его на дереве. «Тхактхе» может услышать любимый запах и придти. «Тхак-тхе» отдалённо похожи на описание легендарного «снежного человека». Ступни ног у «тхак-тхе» повёрнуты назад». Фонекео обещал дня через два навести справки о «тхактхе» у своих знакомых и тогда рассказать об этом поподробнее. 12 мая я вторично встретился с Фонекео. На этот раз он сказал: «Я беседовал с несколькими друзьями, и они подтверждают, что «тхак-тхе» существуют на юге Лаоса. Иногда этих существ называют там также sakhê. Они ходят как люди на двух ногах, но речи у них нет. Они «переговариваются» тонкими высокими криками. Ростом они словно десятилетние дети. Руки их от кисти до локтя такие крепкие, что при ударе сбивают дерево будто топором. Они ходят на прямых ногах – вроде бы у них нет коленного сустава, но это лишь предположение. В прошлом году на юге Лаоса, на плато Боловен, к северу от реки Хуей Банг-лиен (она впадает в Меконг и течёт южнее города Паксонга) лаосский полковник Самлан встретил в джунглях сразу около десятка «тхактхе». В джунглях было сумрачно, но полковник их хорошо разглядел. Их тела были покрыты густыми волосами. Полковник хотел выстрелить в «тхак-тхе», чтобы захватить их. Хотя бы одного, но пожалел – уж очень они похожи на людей. «Тхак-тхе» убежали. Другие мои друзья, которые родом с юга (из Саравана или с плато Боловен), тоже говорят, что там водятся «тхак-тхе», но это только на юге Лаоса. На севере их нет.
— 2/ 19 мая 1969г. в ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам – ред.), в городе Тханьхоа по дороге к партизанам Лаоса член дипломатической миссии партизан в Ханое, товарищ Фелн, родом из Южного Лаоса, говорил мне: «Да, я слышал о «тхак-тхе» на юге Лаоса. Это «полулюди» - речи не имеют, только издают звуки. Они очень дикие и сильные. Их встречают жители южных провинций Камуан и Саваннакет. На границе с Камбоджей есть даже местность, называемая Тхак-тхе. «Тхак-тхе» сейчас немного осталось».
3/ 22 мая 1969г. у лаосских партизан председатель комитента народного образования Чоунламанти Утама (в прошлом преподаватель во Вьетнаме) говорил: «Тхак-тхе встречаются на юге Лаоса в районе Хунгса. Они маленького роста вроде обезьян. Тело покрыто шерстью, речи нет. Перекликаются звуками. Район Хунгса – близ Саравана, на плато Боловен».
4/ 28 мая 1969г. член ЦК патриотического фронта Лаоса тов. Сисане Сисана говорил мне: «Да, «тхак-тхе» существуют на юге нашей страны, в районе Саравана в особенности. «Тхак-тхе» такие: тело покрыто шерстью, речи нет, вместо неё сигнальные звуки. Руки от кисти до локтя так тверды, что ими можно сшибать крупные растения. Рост небольшой. Нет коленной чашечки. Запомните: это животное, а не человек! Мне рассказывал мой друг, заместитель председателя ЦК патриотического фронта Лаоса, Ситон Каммадам, что в юности он однажды на своей родине под Сираваном увидел у водоёма двух «тхак-тхе», очевидно детёнышей, которые забавлялись с буйволом. У Каммадама было ружьё, но он не выстрелил: «тхак-тхе» очень напоминали людей. И оба этих существа скрылись в зарослях. Но у нас не все так гуманны как Каммадам, на «тхак-тхе» иногда на юге охотятся. Говорят, мясо «тхак-тхе» очень вкусное».
5/ 29 мая 1969г. работник ЦК патриотического фронта Лаоса в отделе по приёму иностранных гостей, тов. Кхен Вомнахон говорил мне: «Когда я был в провинции Каммуан, то местные жители рассказывали (это было в 1955г.), что однажды поймали «тхак-тхе», но не смогли его связать. Он отбивался и кусался. Пока бегали за помощью, «тхак-тхе» улизнул. Местные жители, по их словам, часто видят «тхак-тхе» небольшими группами или в одиночку. «Тхактхе» маленького роста, речи у них нет, перекликаются воплями». Аналогичные сведения я получил также от нескольких других лаосцев. Существование «Тхак-тхе» отражено также в лаосских народных легендах и преданиях. Думаю, что дополнительную информацию можно почерпнуть в книгах французских путешественников по Лаосу.
И. Андронов, 18 октября 1969г
№ 446.
Из книги.
— В северной Малайе на юге штата Перан, в имении Тролан, принадлежащем мистеру Брауну, в рождественский день 1953г, молодая китаянка по имени Вонг Ли Мой (Wong Lee Moi) делала надрезы на каучуковых деревьях. Как она рассказывала, она почувствовала лёгкое прикосновение руки к её плечу. Повернулась и лицом к лицу столкнулась с отвратительным существом женского пола, на котором была короткая набедренная повязка из кожи (коры дерева of bark), оно было покрыто волосами, у него была белая кожа (то есть кавказоидный тип), длинные чёрные волосы на голове и усы. От неё исходило зловоние, «как от животного». В полуистерическом состоянии Мои побежала, но натолкнулась на двух подобных существ (которые, как она сказала, были мужчинами), стоящих в тени деревьев около реки. Волосы висели до талии (здесь неясно у самки или самцов? – ред.). Женское существо оскалилось и показало свои отвратительные клыки. Мой, несмотря на своё паническое состояние, почувствовала, что это был дружеский жест. Посланные люди застали этих троих волосатых существ на берегу реки, но пока готовили ружья, эти существа нырнули в реку, выплыли далеко на том берегу и тотчас исчезли в джунглях. На следующий день рабочий индус по имени Аппаисами в этом же имении внезапно был заключён в объятия двумя волосатыми руками. Он был поражён до паники, побежал, но по пути упал в обморок. Когда очнулся, увидел, что-то же трио стояло рядом и смеялось над ним. Так он предполагает. В тот же день вооружённый патруль снова застал это трио на берегу реки.
Сандерсон «Отвратительный ABSM», гл. 10, Восток – «Таинственный».
№ 447.
Оранг-пендек – обезьяночеловек Суматры.
Туземцы с Суматры верили в обезьяночеловека задолго до того, как были обнаружены останки питекантропа на соседнем острове Ява и даже задолго до того, как Эрнст Геккель выдвинул идею о таких существах в 1865г. (далее Эйвельманс излагает историю открытия костей питекантропа на Яве). Как бы то ни было, существовали на Яве. А в то, что они обитают через пролив отсюда, на юге Суматры, люди верили с незапамятных времён. Марко Поло первым принёс эту весть на запад. Вильям Марсден, который был секретарём резиденции в Банклене на Суматре, и редактировал английское издание Марко Поло в 1818г, считал, что эта басня появилась в связи с действительным обитанием двух типов туземцев в центральной части Суматры, которые жили в лесах и избегали любых контактов с остальными жителями. Они были известны как «оранг кубу» и «оранг гугу». Первые были довольно многочисленны на территории между Палембанг и Джамби. У них был свой язык, и они ели что угодно – оленей, слонов, носорогов, собак, змей и обезьян. «Гугу» встречались гораздо реже и были покрыты длинными волосами. «Оранг кубу» Марсдена, сегодня хорошо известны (их обычно обозначают в голландском написании как «коевое»). Это племя туземцев, живущих в горных лесах на юго-востоке острова, как раз там, куда их поместил Марсден. Что же касается «оранг гугу», то на первый взгляд, кажется, что это орангутаны, ибо, как замечает Бонтиус, «яванцы считают, что эти животные могут говорить, но молчат, чтобы их не заставили работать». Одно не подлежит сомнению: ни у тех, ни у других нет хвоста. Но хвост – всего лишь символ дикости для рассказчика. Ведь сам Марко не видел этих придатков. А полагался на уже существующую легенду. В более поздних рассказах, бытующих и сегодня, ничего не говорится о людях с хвостами на Суматре. Напротив, речь идёт о маленьких диких существах, прямоходящих как люди, волосатых, как обезьяны, подобных «ниттаево» Цейлона. Голландские поселенцы называют их либо «оранг-пендек» (иногда «пандек»), что значит «маленький человек», либо «orang letio» (невнятно бормочущий человек). «Оранг-пендек является местным названием только на севере Банкулена и на юге Палембанга. В других районах употребляются названия «atoe pandak, atoe rimbo, sedapa? Ijaoe, sedabo, goegoeh. Последнее явно тоже самое, что «гугу» Марсдена.
Туземцы настаивают на том, что оранг-пендек не принадлежит ни к одному из трёх видов гиббонов, обитающих на Суматре, не является он и орангутаном, хотя люди, несведущие в малайском языке, часто думали, что эти названия связаны друг с другом, так как первое слово у них одно и тоже. Поэтому считали, что туземцы верят в существование нескольких видов орангутанов. На самом деле, «оранг» значит просто «человек» или «человекоподобное существо», например, оранг-пендек – маленький человек, оранг-малаю — малайский человек, малаец, оранг-утан — «лесной человек». Согласно сообщениям оранг-пендек очень пугливое двуногое существо, говорящее на непонятном языке, ростом от 75 до 10 см. Кожа его коричневого цвета с красноватым оттенком и, согласно большинству сообщений, целиком покрыта коричневыми или чёрными волосами. На голове чёрные как смоль волосы, спадающие густыми прядями ниже плеч. Существо не имеет видимого хвоста, руки его не так длинны, как у человекообразных обезьян. Оно ходит по земле и очень редко лазает по деревьям. Говорят, оно ходит, вывернув ноги пятками вперёд. В остальном повадки его обычны. Орангпендек ест молодые побеги, фрукты, пресноводных моллюсков, червей, змей, которых находит, переворачивая камни и даже стволы упавших деревьев, что требует огромной силы. Он очень любит плоды «дуриан» (durian) и иногда совершает набеги на плантации бананов и сахарного тростника или сады туземцев. Этот человеколикий зверь известен по всей южной Суматре ниже экватора. Как видно из примечания Марсдена, западные путешественники слышали о нём в начале XIX века. Но прошло ещё сто лет, прежде чем голландские поселенцы стали серьёзно верить в его существование. В 1917г. он был упомянут в голландском научном журнале, в статье доктора Эдварда Якобсона, поселенца, интересовавшегося вопросами естественной истории. Он писал о том, что два туземца, которых он нанял для сбора образцов, встретились с таинственным животным, именуемым местным населением оранг-пендеком. Доктор Якобсон расположился в лесу у подножья Букит Каба, вблизи плантации Собан Аям, 10 июля 1916г, когда пришли охотники и сказали, что они видели в 20 ярдах «оранг-пендека», искавшего личинок в гнилом пне. Существо было черным, и вид его совпадал с традиционным описанием этого легендарного зверя. Когда оно обнаружило, что его заметили, то бросилось бежать по земле на задних ногах. Доктор Якобсон понял, что это не мог быть орангутан, который стал бы убегать по веткам деревьев. У горы Kerintyi немного дальше на север он смог исследовать отпечаток, который, согласно словам его проводника, оставил оранг-пендек, и который совершенно не походил на след орангутана. Он был похож на след маленькой человеческой ноги, но только шире и короче. Доктор Якобсон решил, что на Суматре живёт какая-то неизвестная человекоподобная обезьяна. В этом не было ничего удивительного, ибо как раз перед этим на этом малоисследованном острове были открыты несколько новых животных, среди них суматринский заяц. Годом позже другой поселенец, Л.К. Вестенек, опубликовал собранные им сведения об этом существе. Как и все, он, сначала не верил легенде об оранг-пендеке, но любил слушать рассказы о нём, как и о других подобных существах, оранг-буниане или пещерных духах, речных младенцах и о «си-бигау» - гномах, у которых пальцы ног повёрнуты назад и которые содержат диких свиней. Однажды ночью у костра он услышал о том, что в лесах, покрывающих горы Бариссан между побережьем Паинан и горными хребтами, живут маленькие люди, с которыми, оказывается, следовало быть в дружественных отношениях. Если кто отправлялся в джунгли, то ему лучше было бы иметь при себе табак, а если его не было, то хотя бы сухой мох, чтобы угощать этих пигмеев при встрече. Если путник не оставлял им пригоршню табака перед ночлегом, они мучали его всю ночь, производя непрерывный шум, или подходили к его шалашу и украдкой вытаскивали из него ветки. Эти прелестные сказания очень забавляли Вестенека, но однажды, в 1910 г. он изменил своё мнение о них: «Один юноша из Паданга, работавший надсмотрщиком, должен был разметить границу участка, сдававшегося в аренду. Однажды в сопровождении нескольких кули он отправился в девственный лес в горах Бариссан около Лубук Саласик. Вдруг он увидел в 15 ярдах от себя большой коротконогое существо, которое бежало как человек и, готово было перебежать ему дорогу. ОНО было очень волосатым, но это не был орангутан. В то же время лицо его было не таким, как у обычного человека. Существо безмолвно кинуло на людей недовольный взгляд и спокойно удалилось прочь. Кули ещё быстрее убежали в противоположном направлении. Надсмотрщик, поражённый, остался на своём месте, а когда вернулся в лагерь, то изложил на бумаге, то, что видел. Эта записка находится у меня». Приведя рассказ доктора Якобсона, который я уже упомянул, Вестенек пишет далее о приключениях господина Оостинга (Oostingh), управляющего кофейной плантацией в Датарне. Как-то в конце 1917г.он заблудился в девственном лесу во время экспедиции в восточных предгорьях Букит Каба между реками Апер Кембанг и Апер Русо. Петляя в густом лесу в течение нескольких часов, он, примерно в 2 ч. дня увидел, что в десяти ярдах на земле сидит некто в такой позе, будто разводит огонь. Оостинг был очень рад встретить кого-нибудь, кто мог бы указать ему дорогу в Датарг (так в тексте – ред.), но прежде чем успел спросить об этом, он был поражён тем, что увидел: «Я видел, что у него были короткие волосы, коротко подстриженные, как я подумал. И вдруг я заметил странный вид кожи на его шее и то, что она была невероятно грязной. «Какая у этого парня грязная и морщинистая шея!» – подумал я. Тело его было такого же размера как у туземца среднего роста и плечи его были толстыми и прямыми, ничуть не покатыми. Цвет был не коричневым, а каким-то землистым: как чёрная земля, припорошенная пылью, более серым, чем чёрным. Он явно заметил моё присутствие. Он даже не повернул головы, но встал во весь рост на ноги. Казалось, он был ростом не ниже меня (175 см.). Тогда я увидел, что это не человек и отпрянул назад, потому что я был без оружия. Существо спокойно сделало несколько шагов, отнюдь не спеша, а затем своей невероятно длинной рукой схватило ствол молодого дерева, которое едва не сломалось под его тяжестью, и плавно вспрыгнуло с его помощью на другое дерево. Тогда и теперь у меня осталось такое впечатление: «До чего огромный зверь!». Это не был орангутан, я видел одну из этих больших обезьян незадолго до этого в Амстердамском зоопарке. Скорее оно было похоже на чудовищно крупного сиаманга. Но у сиаманга длинные волосы, а у этого существа волосы были несомненно короткие. Я не видел его лица, потому что оно ни разу не взглянуло на меня». За отсутствием лучшего объяснения Вестенек предположил, что Оостинг видел действительно сиаманга – большого чёрного гиббона, достигшего почтенного возраста: «Не есть ли оранг-пендек среди гиббонов то же самое, что старый одинокий самец среди слонов? Злые, одинокие прадедушки, которых ненавидят все самки и которые потеряли большую часть волос из-за парши или преклонного возраста? Эта гипотеза представляется мне самой разумной из всех, которыми пытались объяснить существование странных существ, обитающих в горах Бариссан. Гориллы, когда они стареют, становятся слишком грузными, чтобы лазить по деревьям. Не может ли быть тоже самое верным и в отношении гиббонов, только для них должна быть какая-то другая причина, например, старческий ревматизм. Если не считать, конечно, оранг-пендека какой-то совершенно особой разновидностью гиббонов, такой, которая решила пользоваться для передвижения двумя ногами, тогда как остальные гиббоны пртодолжали совершать акробатические прыжки на деревьях; такими гиббонами, которые в результате этого стали очень большими, почувствовали себя лучше на земле, чем на деревьях. Но такой гиббон был бы похож на питекантропа, да и почему бы нет? Несомненно, такой вывод менее странен, чем мнение доктора Даммермана, куратора музея в Буитенцорге. Он говорит. Что различные описания оранг-пендека наводят на мысль об орангутане, особенно сообщение господина Оостинга, если не считать того, что животное было: «чёрным и имело короткие волосы». Это напоминает мне старую загадку: «Чем Моисей напоминает Наполеона? Тем, что оба они имеют бороду, за исключением Наполеона».
Статья Вестенека дала повод и другим поселенцам рассказать, то, что они знают об этом предмете. Доктор Якобсон приводит сообщение господина Кооманса, директора железных дорог в Паданге. «Однажды, когда я вёл геологическую разведку в Бенкулене, были найдены следы пигмеев одним из моих помощников, европейцем, словам которого я доверял, в долине Улу Себлат между северным Редьянгом и побережьем, иначе говоря, в горах Бариссан. Они были похожи на следы ребёнка, но шире. Позже этот же человек нашёл такие же следы около Соунгей Клонбук между Ланс и Аир Дингин (здесь и выше явно не хватает карты местности – ред.). Он обратил внимание на то, что вдоль пути этого существа то тут, то там были перевёрнуты камни, как будто оно искало под ними пищу». Доктор Якобсон писал также и о собранных им самим сведениях. В 1915г. в Сиулак Дерас несколько туземцев рассказали ему о виденном ими однажды или дважды оранг-пендеке. Все они утверждали, что это был не сиаманг. Кроме того, он шёл по земле, а не передвигался по деревьям. Они говорили, что раньше, когда в Керинтжи было больше носорогов, они видели оранг-пендека чаще. Носорогов ловили в ямах, падая в которые они переворачиваются брюхом вверх. И вот иногда можно было видеть оранг-пендека, сидящем на туше носорога и жрущем его мясо. Из этого доктор Якобсон заключил, что орангпендек не мог быть человекообразной обезьяной, так как нри один из известных видов не является плотоядным, хотя некоторые едят птиц и мелких млекопитающих. (Это не совсем так, ныне установлено, что, хотя, например, шимпанзе преимущественно вегетарианец, но иногда охотится и поедает других животных, в том числе и обезьян и, даже, занимается каннибализмом – ред.). Однако нет причин, по которым не мог бы существовать вид плотоядных человекообразных обезьян. От Сиулак Дерас доктор Якобсон отправился к Данау Бенто, огромному болоту на юго-восток от горы Керинтжи, окружённому девственным лесом, доходящим до реки Ямби. В этом безлюдном краю, куда охотники приходят добывать оленей (здесь словесно-логическое противоречие – ред.), проводник Мат Гетуп 21 августа 1915г. обратил его внимание на любопытные следы на берегу ручья (приведён рисунок). Их нельзя было спутать со своеобразным следом орангутана. Уроженец Суматры утверждал, что эти следы, не более 12,5 см. длиной, были оставлены оранг-пендеком.
Капитан Р. Майер, официальный инспектор в Бенкулене, собрал коллекцию таких следов. По делам службы ему часто приходилось бывать в глухих местах острова, и он собрал кое-какие сведения об оранг-пендеке. Господин Ламбермон, управляющий кофейной плантацией в Каба Ветан, дал ему рисунок следа, найденного в лесу у Марга Амбанджунг 25 января 1920г. Годом позже он нашёл подобный след около Аир Рупит (приведён рисунок). (Здесь неясно о ком идёт речь – ред.). Другой местный инспектор Радан Касанреджо прислал капитану Майеру рисунок двойного следа, найденного около Аир Масчудже и оставленного одним животным обычного размера (? – ред.) и другим, гораздо меньшим, вероятно его детёнышем (приведён рисунок). Между этими следами заметна разница: в то время как следы, найденные Ламбермонтом и Раденом Касанреджом, очень схожи, следы, найденные Махамадом Салехом (? – ред.), по-видимому, принадлежат другому животному или, по крайней мере, другой паре ног того же животного, ибо задние и передние ноги одного и того же животного часто оставляют совершенно разные следы. Ни один из этих отпечатков не похож на те, что зарисовал доктор Якобсон. Наиболее точное описание внешности оранг-пендека сделано голландским поселенцем ван Херваарденом. В 1916г. он был занят поисками ценной древесины в штате Паламбанг и слышал рассказы о таинственном существе, называвшемся «седапа». Но сообщения эти были настолько фантастичны и так противоречивы, что он не считал возможным поверить в то, что они относятся к какому-то неизвестному «лесному человеку». В 1917г. он вернулся в город Палембанг, где малайские купцы, часто бывавшие в «улу» (oeloc) (? – ред.), рассказывали об оранг-пендеке. Оказывается, (по их рассказам) это существо имеет только один глаз в середине лба, ходит пятками вперёд, взбирается на деревья как ящерица гекон и может оборачиваться тигром. Оно приходит ночью и ворует шерсть у овец, чтобы сделать из неё себе постель, но оно помогает заблудившимся сборщикам «ратана» (rattan) найти дорогу. Это было достаточно для ван Херваардена, и он оставил дальнейшие расспросы. Однако в следующем году, обследуя район Семангус в Муси Улу, он к своему удивлению обнаружил следы босых ног, очень похожих на человеческие, вдоль берега небольшой реки. Там было два ряда следов, маленькие и большие, оставленные, как он решил, матерью и ребёнком. Он тщательно их зарисовал, но рисунок был потерян, когда Херваарден случайно упал в реку. Несколько дней спустя он встретил некоего мистера Брейкерса, который тоже видел такие следы, и тогда Херваарден решил, что поводом для фантастических слухов о «седапе» возможно является совсем не мифическое существо. Поэтому он опять стал собирать сведения о нём, особенно среди живущих в лесу туземцев «кубус». Ни один из них не видел оранг-пендека: органы чувств его, как сообщали они, так остры, что человек не может подойти к нему близко. Но наконец, он встретил трёх кубусов, каждый из которых видел седапу. Их описания полностью совпадают: они говорили, что это существо ходит на двух ногах, ростом от 4 футов 11дюймов (149 см.) до футов 3 дюймов (160 см.). Тело покрыто волосами, на голове длинные волосы. Среди зубов выделяются необычно большие клыки. Затем прошло несколько лет, в течение которых ван Херваарден ничего не слышал об этом странном звере, пока однажды не узнал о том, что в лесу около деревни Пангкалан Балаи в районе Баньюсин один туземец нашёл незадолго до этого двух мёртвых седап: самку и детёныша. Он попытался перенести свою находку в деревню, но трупы настолько сильно разложились, что ему пришлось отказаться от этой неприятной работы. Вскоре туземец скончался. Местные жители объяснили это тем, что он дотронулся до седап. Не требуется ссылки на магию, чтобы понять, что они были правы: тащить на себе смердящую тушу по джунглям – занятие, ничуть не способствующее здоровью, ибо каждая царапина может воспринять инфекцию. (Учитывая смерть детёныша речь, видимо, идёт о какой-то инфекции: холера, чума и т.д. – ред.). Ван-Херваарден также узнал о том, что около Себалика в том же районе группа малайцев в каноэ окружила седапу в воде. Существо нырнуло и ускользнуло от преследователей.
— «В октябре 1923г. (пишет Ван-Херваарден) я путешествовал в том же районе и находился на острове Пулу Римау (штат Палембанг, часть земли, окружённая реками). В течение нескольких дней с раннего утра и до вечера я выслеживал кабанов в расчищеной части острова, но, увы, безуспешно, хотя там было множество следов. Наконец я решил сделать последнюю попытку и залёг в засаде, хорошо замаскировавшись. В течение часа ничего не произошло. Затем я случайно посмотрел налево и заметил лёгкое движение в ветках небольшого отдельно стоящего дерева. Время уже было собираться домой, потому что в таком месте не следовало оставаться после захода солнца. Всё же просто из любопытства меня потянуло пойти посмотреть, что было причиной этого движения, которое я заметил. Что за животное могло быть на том дереве? При первом беглом осмотре я ничего не обнаружил, но после того, как ещё раз обошёл вокруг дерева, я заметил на одной из ветвей какое-то тёмное и волосатое существо, прижавшееся плотно к стволу дерева. Казалось, оно старалось быть незаметным и чувствовало, что его вот-вот обнаружат. Должно быть это был «седапа». Охотники поймут, какое меня охватило волнение. Сначала я просто рассматривал зверя, который всё ещё стоял неподвижно, прижавшись к стволу. Затем, держа ружьё наготове, я постарался привлечь к себе внимание седапыт криками, но существо не шелохнулось. Что мне оставалось делать? Я не мог расчитывать на чью-либо помощь в поимке зверя, и поскольку время уходило, должен был действовать сам. Я стал стучать ногой по стволу, но это не имело ни малейшего успеха. Тьгда я положил ружьё на землю и решил подобраться поближе к животному. Но едва я взобрался на дерево, как существо начало двигаться. Оно несколько приподнялось над веткой и наклонилось сбоку так, что я мог теперь видеть его волосы, лоб и два глаза, которые пристально смотрели на меня. Движения его были сначала медленными и осторожными, но как только седапа увидел меня, положение совершенно изменилось. Он стал нервничать и дрожать всем телом. Чтобы лучше его рассмотреть, я снова спустился на землю. Седапа был волосатым, и цвет волос спереди был несколько светлее, чем на спине. Очень тёмные волосы на голове спадали чуть ниже лопаток или даже, может быть, до талии. Они были достаточно густые и очень растрёпанные. Нижняя часть лица, казалось, выступала больше, чем у человека. Коричневое лицо было почти безволосым, а лоб казался скорее высоким, чем низким. Брови были тог же цвета, что волосы и очень густыми. Глаза очень тёмные, чрезвычайно подвижные, совсем как человеческие. Нос широкий, с ловольно большими ноздрями, но совсем не безобразный. Он напоминал несколько нос кафра. Губы были обычными, но ширина рта, когда он был открыт, очень бросалась в глаза. Время от времени можно было заметить клыки, когда существо нервно подёргивало ртом. Они мне показались довольно большими, по крайней мере, более развитыми, чем у человека. Резцы были ровными, цвет зубов – желтовато-белым, подбородок закруглённым. На мгновение, во время быстрого движения я смог увидеть его правое ухо. Руки были слегка волосатыми на тыльной стороне ладони. Если бы он стоял выпрямившись, то руки доставали бы несколько выше колен, следовательно, они были длинными. Я не видел его ступней, но видел некоторые пальцы, которые имели вполне нормальную форму. Этот экземпляр был женского пола, и рост его был около 5 фунтов (около 150 см.). В нём не было ничего отталкивающего или безобразного в его лице, не был он ничуть и обезьяноподобным, хотя быстрые нервные движения его глаз и рта имели большое сходство с такими же движениями у мартышки, попавшей в беду. Я попробовал говорить с седапой спокойным и дружественным тоном, как если бы я успокаивал напуганную собаку или лошадь, но и это не помогло. Когда я направил на маленькую самку ружьё, услышал жалобное «ху-ху», на которое сразу же откликнулся подобным криком другой голос поблизости в лесу. Я положил ружьё и снова полез на дерево. Я уже почти достиг основания той ветки, когда седапа вдруг очень быстро побежала по ней и, когда ветвь сильно согнулась под её тяжестью, она схватилась за её конец, а затем прыгнула на землю, пролетев добрых 10 футов. Я быстро соскользнул на землю, но прежде чем успел схватить ружьё, зверь был уже на расстоянии 30 ярдов. Он продолжал бежать, издавая при этом звук наподобие свиста. Многие, возможно, посчитают это ребячеством с моей стороны, если я скажу, что, когда я увидел в рамке прицела развевавшиеся волосы седапы, я не нажал курок. Внезапно я почувствовал, что это было бы равносильно убийству. Я ещё раз поднял ружьё, и опять мне не хватило мужества выстрелить. Насколько я мог заметить, ступни седапы были широкими и короткими, а то, что это существо бегает пятками вперёд, совершенно неверно». В течение года Ван-Херваарден молчал об этой трогательной встрече, так как он хотел поймать одно изэтих существ, прежде чем он подвергнет свой рассказ всеобщему недоверию за отсутствием доказательств. Но когда ему пришлось вернуться в Европу, он решил рассказать о случившемся. Чтобы другие воспользовались его опытом. По поводу сообщения Херваадена ьбыли высказаны совершенно удивительные мнения. Так, профессор Хилл, эксперт по «ниттаево», который, кажется, убеждён, что в Малайе обитает настоящий обезьяночеловек, думает, однако, что Ван Херваарден встретил гиббона, которого он принял за оранг-пендека. Но, если даже не говорить о его размере, то гиббон с длинными волосами на голове отнюдь не обыкновенный гиббон. Кроме того, гиббон удирает по деревьям, а не бежит по земле. Ещё поразительнее мнение доктора Даммермана, куратора музея в Буитенцорге. Он утверждает, что ни один белый человек кроме Ван-Херваардена никогда не видел это существо (а Оостинг?) и добавляет: «Но этот автор уж слишком точен в описании животного, так что, кажется, нет ничего невозможного в том, что весь этот инцидент основан на его фантазии или то, что он написал его под сильным впечатлением рассказов об оранг-пендеке». Я предоставляю читателю самому судить о достоверности рассказа Ван-Херваардена. Лично я нахожу его достаточно убедительным. Доктор Даммерман выдаёт свое намерение оставаться, во что бы то ни стало скептиком, когда делает и такое заключение: «Но если даже допустить, что история в целом правдива, то не будет ли более вероятным предположение, что искомое животное было орангутаном?». Более вероятным? Чёрный орангутан с длинными развевающимися волосами на голове, с необезьяньим лицом, с явными, даже густыми бровями, с руками, не достигающими колен, да ещё бегающий на задних ногах? Трудно критиковать такое предположение и оставаться вежливым. Именно человеческий облик существа и является самой поразительной особенностью рассказа Ван-Херваардена, так что даже удивляешься, что он называет его зверем. Только две черты у него не человеческие: относительно длинные клыки и очень длинные руки (у человека руки достают до середины бедра, а у шимпанзе и гориллы до колен, а у гиббона и орангутана – до середины голени). В остальном описание существа могло бы относиться к человеку. Длинные волосы заставляют вспомнить о ведах и им подобных расах, однако у них нет волос на теле. А седапа была очень волосатой.
Перевёл Д. Баянов из книги Bernard Heuvelmans «On the Frack of Unknown Animals», London, 1958.
Дорогие читатели, далее идут показания из Северной Америки с которыми мы с вами ознакомимся в следующей статье.