Мы уже настолько привыкли, что ДПСник может брать взятку на дороге или когда судья берет от адвоката обвиняемого деньги. Все это называется коррупция. Коррупция — это серьезная проблема для многих стран мира и предмет исследования именитых ученых.
Число выявленных коррупционных преступлений в январе — феврале 2021 года выросло на 11,8%, около половины из них связаны со взяточничеством. Об этом сообщается в ежемесячном сборнике Генпрокуратуры о состоянии преступности в России за февраль.
Также, согласно данным Генпрокуратуры, размер причиненного материального ущерба в ходе коррупционных преступлений вырос с 7,2 млрд (данные за 2020 год) до 13 млрд рублей (данные за 2021 год). Тем временем пресс-секретарь России Дмитрий Песков назвал «очевидным» дальнейшее ужесточение борьбы с коррупцией на госслужбе: «Борьба с коррупцией уже стала неотъемлемой частью государственной службы», — уверил Песков, выразив мнение, что, чтобы бороться с коррупцией, в обществе должна быть создана «абсолютная нетерпимость к ней», с чем в России пока не справляются. (ага, да)
Посмотрите на самые крупные взятки в нашей необъятной:
1. Александр Хорошавин, бывший губернатор Сахалинской области
Рекордную взятку с 2000 года экс-губернатор, согласно приговору суда, получил от бизнесмена Николая Крана, совладельца сахалинской компании «Энергострой». Деньги были «откатом» при заключении контракта на строительство четвертого энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ и передавались через посредника. Главным доказательством этого эпизода в уголовном деле стали показания Крана. Правда, до суда предприниматель не дожил: как писали СМИ, он скончался в больнице от сердечного приступа. Хорошавин был приговорен к 13 годам колонии. Общая сумма взяток, которые следствие вменило бывшему губернатору, составила 522 млн рублей. Во время обыска дома у Хорошавина был найден почти 1 млрд рублей наличными в разных валютах. Позднее суд конфисковал деньги, а также другое имущество экс-главы областной администрации: несколько квартир в Москве, дом и земельные участки в Подмосковье и два автомобиля Bentley.
2. Алексей Улюкаев, бывший министр экономического развития России
Кейс с $2 млн и корзинку с колбасой бывшему министру ноябрьским вечером 2016-го передал лично председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин. Согласно приговору суда, Улюкаев вымогал деньги за положительный отзыв Минэкономразвития на сделку по покупке госкомпанией акций «Башнефти». Передачу денег и задержание чиновника курировал легендарный генерал ФСБ Олег Феоктистов, который на тот момент был прикомандирован к «Роcнефти» в статусе руководителя службы безопасности. В итоге Улюкаев был приговорен к восьми годам колонии и штрафу в 130 млн рублей. Экс-министр вину не признал — согласно версии защиты, он думал, что получил от Сечина не деньги, а вино в качестве сувенира.
3. Виктор Крысов, бывший руководитель администрации Конаковского района Тверской области
Региональный чиновник пытался получить взятку в 45 млн рублей в обмен на обещание не оспаривать в суде сделку по продаже 8 га земли в Конаковском районе, на которых фирма «Алекс» планировала строительство базы отдыха. Впрочем, в руки Крысову деньги не попали — сотрудники правоохранительных органов обнаружили наличные в багажнике автомобиля посредника — экс-главы Завидовского сельского поселения Игоря Калачникова. Крысов за взятку был приговорен к 8 годам и 9 месяцам колонии.
Рейтинг Transparency International-2019 ставит РФ на 137-е место — между Парагваем и Папуа-Новой Гвинеей. Однако российское «антикоррупционное законодательство», то есть формальные правила, где прописано что «взятка-бяка», ничуть не уступает такому же законодательству в странах, в которых коррупции почти нет. И декларации чиновники все подают, и закон о государственных закупках регламентирует каждый чих, везде сидят комиссии, проверки, прокуроры… Как тут украдешь? А вот поди ж ты — украденные деньги можно считать не на миллиарды, а на тонны крупных купюр.
Но только стоит ли надеяться на рост самосознания взяткодателей? Крепостное право ушло в прошлое по решению царя, осознавшего, что рабский труд препятствует прогрессу. Возможно, и коррупцию ждет та же участь.