Такая вот крамольная мысль возникла у меня после прочтения статьи под названием «Может ли неверующий человек быть нравственным?»
В ней затрагивается очень важный вопрос: «ДЛЯ КОГО нужна нравственность?» Многие считают, что нравственность – это то, что требуют от человека окружающие, общество, чтобы он был для всех удобен.
Автор статьи, верующий, цитирует полученное письмо, которое начинается так: «Если христианские заповеди – это определенная система нравственных требований…» - ТРЕБОВАНИЙ!
Любая система воспитания, направленная на то, чтобы переделать человека согласно чьим-то требованиям – это насилие, даже если она не использует жесткие методы наказания. И она не может способствовать повышению нравственности.
Нравственность – это, прежде всего, то, что необходимо САМОМУ ЧЕЛОВЕКУ для сохранения целостности сознания, для наилучшего понимания себя и мира. Быть нравственным – это личная потребность, такая же естественная как стремление быть здоровым и счастливым.
И если система воспитания игнорирует, не опирается на эту внутреннюю потребность человека, а рассматривает нас как изначально безнравственных, грешных существ, то она превращается в судебно-исправительную систему, порождающую монстров. В такой системе человек не может стать нравственным. Наоборот – она убивает все зачатки нравственности, если они изначально были.
Конечно, воспитание необходимо, но оно должно начинаться С СЕБЯ. Настоящий педагог воспитывает не нравоучениями (даже само слово носит негативный оттенок), а своим примером, своим отношением к окружающим, обнаруживая и взращивая то лучшее, что есть в человеке (В СЕБЕ и в других). И делает он это, потому что осознает единство человечества, духовное родство, потому что, делая счастливым кого-то, он делает более счастливым и себя.
Выискивая в человеке недостатки и пороки для борьбы с ними, мы не сможем сделать его лучше. Мы не сможем пробудить в нем СОВЕСТЬ. Зачем нужна совесть, когда кто-то другой стоит на страже, критикует и осуждает?
Совесть может пробудиться только в присутствии того человека, который любит тебя, считает изначально хорошим, частью себя самого, но никогда – в присутствии того, кто рассматривает тебя как объект для педагогических экспериментов.
Совесть и нравственность проснутся и восторжествуют только тогда, когда мы откажемся от усилий воспитывать и переделывать кого-либо (в том числе и себя), а попытаемся понять и полюбить.