"Действенны только молитва, молчание и любовь...
Лучше через тайную молитву обращаться
к сердцу других людей, чем к их ушам".
Старец Порфирий Кавсокаливит
Приезжаю в очередной раз в хоспис. Знаю, бабулечки ждали меня очень – им приятно внимание и общение, сладкие подарки и наши общие размышления над прочитанным… Так же знаю, что они искренне переживают за других моих подопечных, молятся о них и ждут новостей от меня: как прошла операция у маленькой девочки, которая ножницами проколола себе глазик? Выздоровела ли дочь у моей коллеги? Кто родился у нашего сотрудника?
Бегу я сегодня с хорошей новостью для бабушки Нины – ее духовник передавал ей поклон! Это одинокая пожилая женщина, сломавшая шейку бедра, функция ходьбы не восстанавливается. Она уже восемь месяцев прикована к больничной постели – устала, отсюда и уныние, и разочарование, и раздражительность...
Многое выпало на ее долю в жизни невзгод и тяжелых испытаний:
- Родителей своих не помню, жила в детском доме, в ранней юности была угнана фашистами в Германию, после освобождения вернулась. Снова детский дом. Окончила училище. Работала. В молодости вышла замуж. Родился сын. Казалось, счастье, наконец, коснулось и ее жизни – семья, работа, будни и праздники, ребенок радует своими успехами. Не заметила, как сыну исполнилось 16 и он трагически погибает. Черная полоса бесцеремонно меняла ее жизнь по своим правилам, умирает муж… Бездна отчаяния накрывает с головой – карабкалась через боль, пытаясь утопить в винном угаре все свои потери. Спасла только милость Божья… Однажды проснулась утром и сама ужаснулась – куда качусь? Вскочила и прямиком в Храм, крестик то с детства ношу. Батюшке всю свою беду и выложила. Выслушал он меня внимательно, посочувствовал так искренне, что послушала я его, как отца родного, и С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ, выполнила все его «рекомендации». А советовал он мне прежде всего перестать общаться с пьющими подругами, да на службе чаще бывать - утешит твое горе Господь не вином, а твоим покаянием и молитвой поминальной о усопших твоих. Шло время, снова стала работать, познакомилась с мужчиной, замуж позвал. Пошла – одной трудно. Прожили мы 35 лет, да и его Господь прибрал. Я дорогу к Храму не забываю – раньше с мужем на службу ходила, теперь одна за всех молюсь…
Вспоминаю день нашего знакомства с Ниной. В палату я пришла с очередной книгой для чтения, но она слушала растеряно, в разговоре не участвовала. Услышав, для себя главное – я работаю в кафедральном Соборе, она первое, что спросила у меня: знаю ли я ее духовника? На мой положительный ответ радовалась так искренне, что сразу начала рассказывать о дорогом ее сердце молитвеннике. Глаза светились от теплых воспоминаний и избытка чувств – в нашем опыте общения в хосписе это первый случай такой трепетной и благоговейной любви к батюшке. О нем она могла слушать и говорить часами – это давало ей сил, отгоняло уныние, которое затуманивало сознание и ломало волю. СЛАВА БОГУ, что заметила я это. На мое счастье, ее духовник пишет и издает свои стихи. На следующую встречу я несла его книгу. Мудрость и талант от БОГА, богатый внутренний мир и духовный опыт, житейская наблюдательность и красота слога помогали каждому из нас, словно от самого батюшки, услышать важное откровение или получить ответ на свои сомнения и переживания. Слушая стихотворения Нина, гордилась опытом своей событийности с таким талантливым и родным для нее батюшкой, непременно просила меня показать ей имеющееся в книге фото автора.
Передав Нине поклон от батюшки, я, с большими подробностями, принялась пересказывать обстоятельства нашей встречи с ним. Она радовалась, словно ребенок, а внимание со стороны батюшки принимала, словно, дорогой подарок, отраженным эхом повторяя каждое услышанное слово... Я была буквально счастлива от результатов выполнения возложенной на меня миссии, как вдруг случился скандал. Дело в том, что одна из соседок по палате имела неосторожность прервать наш диалог своим вопросом. На моих глазах разразилась буря: только что улыбавшаяся Нина сделала невнимательной соседке вначале строгое замечание; та, оправдаться, пыталась что-то говорить, но тут Нина неожиданно начала выкрикивать обидные и жестокие оскорбления в адрес «обидчицы»… Моя попытка миротворчества в ситуации конфликта привела только к усугублению ситуации. В гневе она кинула мне в ответ:
- Забирай свои подачки, мне от тебя ничего не нужно и слушать то, что ты читаешь нам, больше не буду!
Несколько раз еще я пыталась сгладить ситуацию, но тщетно – конструктивного диалога с Ниной построить не смогла. Раздосадованная она еще долго вполголоса бубнела чуть ли не проклятия… Женщина, которая, на свою беду, так некстати, задала свой вопрос, буквально чуть не плакала от
обиды, но в конфликт не вступала. Теперь я обратилась к ней и стала говорить о прощении обид, смирении, призывая, не обращать внимания на происходящее, стараясь отвлечь от осуждение… Дальше, ответила ей на тот «злополучный» вопрос. Наш дальнейший разговор касался ее отношений с сыном и действенной силе материнской молитвы…
Уходила из отделения сегодня я как побитая собака, обвиняя себя во всем случившимся. Всю дорогу старалась, в меру сил, молиться, чтобы не заплакать от тяжелых воспоминаний.
На следующий день я снова оказалась в хосписе. Перед входом в эту палату я сильно переживала, но ГОСПОДЬ УТЕШИЛ и УПРАВИЛ мне еще раз стать свидетелем чуда. Дело было так, робко вхожу в палату, а Нина, решительно садится в постели и, обращаясь ко мне, говорит:
- ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА! Сама не знаю, что на меня нашло вчера! Я уже У ВСЕХ ПРОЩЕНИЯ ПОПРОСИЛА… Ночью мне так плохо стало, а соседки по палате кинулись мне помогать. Медсестру позвали. Лежу я и думаю: чего на человека зря накинулась? Чего глупости кричала? Огорчила всех и сама себя до приступа своим гневом довела…
От такой неожиданной радости я кинулась обнимать Нину! Все в палате благостно улыбались…
«Мы живем, окруженные пустословием, сплетнями и болтовней. Мы ревнивы и завистливы по отношению друг к другу. Мы тщеславны. Мы легко раздражаемся... Вы хотите молиться? Вы не можете молиться, не ЛЮБЯ! Вы хотите сердечного мира? Дух Святой не придет в ваше сердце, если оно не чисто. Бог дал вам друг друга для того, чтобы вы могли избавиться от того мусора, который носите внутри, убить страсти, вырвать с корнем любовь к себе. Он дал вам друг друга, чтобы у вас был шанс любить Его, любя друг друга. Прощайте друг друга, любите друга, а все остальное не имеет значения.» Схиархимандрит Иоаким (Парр).
Автор : Алдошина Альбина