1917 г. был для России годом удивительных открытий. Выяснилось, что никакого бога больше нет, российская империя больше никакая не империя, да и сам государь-император решил “облегчить народу нашему тесное единение всех сил» и посвятить свободное время распилке дров и чтению Герберта Уэллса, предоставив воюющую страну попечению странных персонажей, вроде Бубликова и Родзянко.
В октябре того же года к власти пришли люди, которые понимали, что вакуум в головах населения опасен и стране нужна новая идеологическая платформа. Таковой был объявлен марксизм в целом и предстоящая мировая революция в частности. «Отец русского марксизма» Георгий Плеханов популярно объяснил, что основа основ - это «современный материализм». Из этого следовал целый ряд практических действий: полное отделение церкви от государства, изъятие из общественной жизни всех философов-идеалистов, то бишь не-материалистов (ими оказался полностью забит пресловутый «философский пароход»), а главное, тотальная кампания против религии.
Ленин максимально просто объяснил, чем опасна религия («Религия - это род духовной сивухи, в которой рабы топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь»). Кого может воспитать религия, если она начинается с обращения «раб божий»?
Новая правящая элита была воспитана идеалами Просвещения и энциклопедистов, Вольтера, Руссо, Дидро. Посему было логично обратиться к антиклерикальному опыту предыдущей волны модерна, к французским материалистам из 1793 года. Товарищи-якобинцы оставили богатое наследство: от секвестирования церковных земель для пополнения бюджета до гильотинирования недоговороспособных представителей первого сословия. Вершиной французской антирелигиозной кампании стал революционный календарь, отменявший прежние месяцы, недели и годы. Больше не было никаких “воскресений” (никто не может воскресать), никаких недель (введены декады), никаких мартов и августов (теперь это жерминаль и фрюктидор). Была успешно демонтирована вся система церковных праздников, обрядов и привычек. Жаль, что Россия не переняла это новшество, тогда бы сегодня было не банальное 30 мая 2021 года, а 11 прериаля 229 года республики.
Но значительную часть французского урока новое государство усвоило и успешно применило. Церковь была отделена от государства, значительная часть церковных земель и имущества была национализирована. Самое важное: попы больше не допускались в школы, не могли влиять на подрастающие поколения. Сразу после смерти Ленина был создан Союз безбожников, весьма влиятельная организация, координирующая антирелигиозную кампанию. Одним из самых важных направлений кампании, помимо собственно сноса церквей, был выпуск нескольких периодических изданий, “Безбожник”, “Безбожник у станка”, “Безбожный крокодил”. Разрозненные выпуски этих изданий до сих пор вполне успешно продаются на антикварных аукционах, а полные комплекты практически ненаходимы и стоят весьма внушительных денег. Советскую антирелигиозную кампанию можно признать вполне успешной, послевоенные школьники уже считали церковь и религию “бабушкиными сказками”, система образования отныне выпускала материалистов.
Без материализма невозможен прогресс, невозможен прорыв в модерн. Религия всегда канатами будет держать страну в архаике. Россия сегодня стремительно клерикализуется, чудовищный союз государства и церкви проникает во все поры общественной жизни. Быть материалистом сегодня по меньшей мере не модно, по стране торжественным маршем идут православный и мусульманский фундаментализм. Даже невинное толстовство сегодня выглядит неприемлемым для этого звенящего мракобесия, марксистский материализм же - категорически неприемлем. Именно поэтому антиклерикальные уроки столетней давности сегодня актуальны в России, как никогда.