Крест нательный с образом Покрова Божией Матери, серебро 925° с позолотой
Сам Господь крестился водою и Духом, и сказал: «Тот кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
•Это единственное Таинство, которое в исключительных ситуациях может совершить и мирянин (то есть, не священник). Например, когда есть опасность для жизни желающего креститься.
•В последовании Таинства Крещения заключено ещё одно Таинство - Миропомазания. И оно также совершается единожды в жизни.
Креститься очень важно, иначе мы не сможем войти в Царствие Небесное и не наследуем жизни вечной. Креститься можно совершенно в любой день и время. Креститься можно и дома, а прийти в храм только для Воцерковления (заключительная часть Крещения). Часто священники слышат вопрос: когда лучше крестить младенца? Чем раньше, тем лучше. Дети гораздо спокойнее переносят Крещение в возрасте 9 дней, чем, например, в возрасте полутора лет. Впрочем, все очень относительно. В любом случае, откладывать Таинство Крещения и ждать хорошей погоды или чего-нибудь еще, не стоит.
ЧТО НУЖНО ПРИГОТОВИТЬ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦА?
•Крестильную рубашку, обязательно белую
•Крестик на длинной веревочке (чтобы легко надевался на голову)
•Чистое светлое полотенце
•Чистую белую простынку (как правило, она продается в комплекте с рубашкой)
•Одеяло, в которое можно завернуть младенца после купели. Взрослому понадобится крестильная рубашка и крестик на цепочке (о Крещении взрослых смотрите здесь).
ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ
•Наречение имени может быть совершено заранее.
Итак, священник, облаченный в белые одежды (белый цвет - символ чистоты, символ рождения в новую жизнь) читает молитву уже с упоминанием имени крещаемого.
•Возложение руки священника — первое священнодействие Таинства. Священник наследует благодать от самих апостолов, а они — непосредственно от Самого Бога, поэтому это благословение имеет силу благословения Господня, Который отныне берет крестяшегося под Свое покровительство.
•Чин оглашения. Здесь священник сначала читает запретительные молитвы, в которых Именем Божиим гонит прочь нечистые силы от нового чада Церкви, Которая отныне будет его защищать
•Отречение от нечистых сил. Затем крестящийся (если он взрослый) осознанно отрекается от диавола и всех его дел, за младенца это делает крёстный. Обернувшись к западным дверям храма, священник задает вопросы (мы приведем этот диалог на русском языке).
Священник: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?»
Крестящийся взрослый или крёстный (за ребенка): «Отрицаюсь». И так трижды. Тогда священник говорит: «Дунь и плюнь на него».
В древние времена (да и сейчас) плевок — знак крайнего презрения. Господь победил диавола, и он нам не страшен, поэтому мы симоволически демонстрируем свое презрение.
•Исповедание веры. Все поворачиваются к Царским Вратам, к Господу, и священник трижды задает вопрос: «Сочетаешься ли Христу?». Ответ: «Сочетаюсь» (и так три раза).
Затем священник спрашивает: «И веруешь ли Ему?»
Ответ: «Верую Ему, как Царю и Богу» (трижды).
На церковно-славянском языке слова звучат менее понятно, но ответ священник обязательно подскажет. Главное — понимать смысл.
После сознательного подтверждения верности Христу, крестящийся взрослый или крёстный читает Символ Веры (для тех, кто еще не выучил его наизусть, в храмах всегда есть текст, но можно и принести свой молитвослов).
•Начало Таинства Крещения. Освящение воды. Присутствующим раздаются зажженные свечи. Священник читает молитвы об освящении воды в купели и о крещаемом, чтобы он сохранил благодать Крещения до Страшного Суда и сподобился жизни вечной. Затем священник благословляет и освящает воду елеем (освященное масло).
•Елеопомазание. Младенец к этому моменту раздет и завернут в простынку и одеяло, чтобы не замерз. Священник помазывает младенцу лоб, грудь, уши, руки и ноги, говоря:
«Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
•Сразу после этого священник берет младенца и трижды погружает его в купель со словами:
«Крещается раб Божий/ раба Божия (имя) во имя Отца (погружение), Аминь, и Сына (погружение), Аминь, и Святаго Духа (погружение), Аминь». Таинство Крещения свершилось. Из купели крещеного священник передает крёстным (поэтому они еще называются восприемниками). Сразу на него надевается рубашка и крест.
•Таинство Миропомазания
Это Таинство совершается сразу после купели. Крещеного помазывают миром (благовонным маслом, приготовленным по древнему рецепту), через которое подается Благодать Святаго Духа. Священник помазывает крестообразно миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги, произнося каждый раз: «Печать Дара Духа Святаго.Аминь». «Аминь» произносят и крёстные.
•Крестный ход вокруг купели
Вслед за священником, держа горящие свечи, крёстные с крестником на руках, трижды обходят вокруг купели с пением: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя.» (Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись. Славьте Бога!).
•После чтения крещальных Апостола и Евангелия, священник специальной губкой отирает остатки мира с кожи новокрещенного со словами: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего...».
•Пострижение волос — древний символ послушания и жертвы. Со словами: «Постригается раб Божий/раба Божия (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» священник состригает прядки волос крестообразно специальными ножницами, затем эти волосы кладутся на заранее подготовленный и тонко раскатанный комок воска. Комок скатывается уже вместе с волосами и погружается в купель. Таинство Крещения окончено.
•Воцерковление и молитва на сороковой день.
Если с момента рождения младенца прошло сорок дней, то над матерью нужно прочитать специальную очистителную молитву, чтобы она могла участвовать в Таинствах. Мать берет младенца и подходит с ним к Царским Вратам. Священник читает специальную молитву, часть которой относится к ней, а часть — к ребенку. Затем священник берет младенца из рук матери, возносит его крестообразно перед Царскими Вратами со словами: «Воцерковляется раб Божий/раба Божия (имя младенца) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Мальчика он заносит в алтарь, и с молитвой обносит вокруг Святого Престола, а девочку прикладывает к иконе Богородицы в иконостасе.
Затем священник всем присутствующим дает приложиться к Кресту.
Автор: Потехина Александра